В этом тексте будет часто повторяться слово «Интернеделя». По причине отсутствия синонимов. Правда, до 1991 года в ходу было официальное название «Неделя интернациональной солидарности НГУ», а позже – «Международный молодёжный фестиваль «Интернеделя», но все 46 лет своей истории она, меняясь, оставалась сама собой. Такой же частью стиля жизни новосибирского Академгородка, как студенческие капустники и велосипедные стойки у каждого института.
Что такое Интернеделя, почти бесполезно рассказывать. Её нужно ощутить вживую, и лучше – в разные годы. Теперь, когда этому начинанию 46 лет, у него появилась своя историография и периодизация. Выделяют «политический», «глобалистский» и «компактный» этапы. Политика правила бал на Интернеделе с первой маёвки 30 апреля 1966 года, что отражалось в названиях акций: фестиваль политической песни, театрализованное политическое представление, конкурс политплаката, ярмарка политкниги и даже «смотр политического литературного творчества». Внешнеполитический вектор с наступлением перестройки сместился в сторону внутренних проблем, но в 1991-м году произошёл выплеск в глобальность. Интернеделя стала трибуной для выступления председателя Римского клуба и обсуждения проблем устойчивого развития, а её культурную часть расцвечивали музыканты и поэты самого разного толка – от Pinoccio Vampire и The Shamen до Марка Алмонда и куртуазного маньериста Вадима Степанцова. С 1997 года Интернеделя начинает терять размах, всё в большей степени ограничиваясь университетскими стенами и участниками. Как она выглядит сегодня, можно посмотреть на сайте НГУ. Правда, выпускники уже несколько лет устраивают свою маёвку в Хьюстоне.
В 46-ю годовщину Интернедели один из лидеров «глобального периода» Олег Матузов решил собрать за круглым столом её самых активных организаторов и самых известных гостей «всех времен и народов». Почему в 46-ю? Матузов честно сказал, что встреча готовилась «под Шевчука», ещё в 1982-м спевшего «Инопланетянина» и «Свинью на радуге» на крыльце ДК «Академия». Но теперь «музыкант Юра» проследовал мимо Академгородка в Барнаул. Другой именитый гость, критик Артемий Троицкий, получил травму и передал видеообращение, которое уважительно транслировалось трижды: «В Интернеделе было что-то сугубо не наше. То ли левачество, то ли еврокоммунизм». Кстати, гостем «новосибирского солнечного апреля» бывал и его ныне покойный отец, латиноамериканист Кива Львович Майданик - друг Че Гевары, исключенный из КПСС в 1982-м году. Также заочным было участие в круглом столе полпреда Президента России в СФО Виктора Толоконского. Он прислал электронное письмо: «Уверен, что вас объединяет интересное дружеское общение».
Приехать на 46-летие Интернедели смогли поэт Вадим Степанцов и музыкант Альберт Кувезин, лидер этнической группы «Ят-Ха». После дискуссии оба гостя выступили перед публикой, а за круглым столом Степанцов присутствовал в той же форме, что и Троицкий, то есть видеозаписи чтения игривого стиха на крыльце гостиница «Золотая Долина» в 1995 году. Вживую уроки почти полувековой истории Интернедели обсуждали, в основном, новосибирские ее инициаторы. «Мы прошли длинный путь от «Пиночета-на фонарь!» до Альберта Кувезина, - улыбнулся Александр Гертье, руководивший песенной группой «Амиго» (НГУ), - Интернеделя – это дух Академгородка, который был и остаётся». О преемственности говорила и журналистка Замира Ибрагимова, работавшая во времена «политической Интернедели» собственным корреспондентом «Огонька» и «Литературной газеты». «Хотелось бы, чтобы с нашим поколением не ушла навсегда та атмосфера, которая делала Новосибирск столицей, - пожелала она, - потому что столичность или провинциализм определяются личностью». Замира Мирзовна отметила, что и поныне Академгородок способен рождать яркие инициативы, и привела в пример «Тотальный диктант», который «…как эпидемия охватил другие города и даже страны».
Академик Юрий Леонидович Ершов, ректор НГУ в 1986-94 годах, сел не за круглый (на самом деле прямоугольный) стол участников обсуждения, а с краю, среди студентов и молодёжи. Его заметили, дали микрофон. Ершов вспомнил выступление на Интернеделе президента Римского клуба Александра Кинга: «То, что Интернеделя началась с международной солидарности, а потом перешла к глобальным проблемам, было очень важным. То, что теперь этого нет – прискорбно. Не надо бояться думать и говорить о высоком. В жизни нам этого очень не хватает. Опыт Интернедель показывает, что это можно делать интересно. Хочется, чтобы нечто подобное возродилось – не формально, а по сути».
Участники встречи пытались конкретизировать «нечто подобное», извлечь «базовый элемент» Интернедели. Журналист Игорь Лихоманов считает главным «сочетание интеллектуального и развлекательного начала». Для Артемия Троицкого это «серьезная гуманитарная составляющая». Сценарист маёвок, а ныне преподаватель НГПУ Владимир Сорокин назвал три источника и три составные части: этнические акценты, карнавальный дух и эмоциональная искренность: «Кто в 18 лет не был левым, тот и миллиардером будет плохим».
А некоторые (не Степанцов) просто читали свои стихи на злобу дня. Пытаясь тем самым доказать свою принадлежность и к прошлому, и к настоящему.
Андрей Соболевский
Думать и говорить о высоком
В 1968 г., пораженный синдромом «роста во имя роста», я задался вопросом: чему в конечном счете способствует рост? Я до сих пор не получил вразумительного ответа. Сегодня этот вопрос приобрел еще большую актуальность в связи с надвигающейся на нас глобализацией. Совершенно логично вопросить: что случится с деньгами? Для стабильности любое правительство должно прийти к взаимопониманию со своими гражданами в части, касающейся распределения богатств.
Процесс глобализации имеет достаточно противоречивые последствия для будущего существующих наций-государств. С одной стороны, он носит высокоинтегрирующий характер и интенсифицирует глобальную политику, экономику, военную сферу, а также технологические, научные и культурные взаимосвязи. Это может сделать более терпимым отношение к разным культурам и создать универсальную атмосферу для международных отношений — или произойдет нечто прямо противоположное.
С другой стороны, глобализация разрушительна. Она разъединяет сообщества, разрушает рабочие места, ослабляет государственные структуры, обостряет конфликты интересов и углубляет социальную стратификацию. Глобализация заключает в себе недопустимую дихотомию более тесного сотрудничества и социальной разобщенности.
Мы видим прогрессирующее поглощение рынком многочисленных сфер, которые до сих пор не имели никакого отношения к деньгам. Наука, как и прочие области знания, в настоящее время рассматривается как что-то произведенное и как и любой другой продукт, продаваемое на наиболее выгодных условиях. Новая безжалостная система не демонстрирует никаких признаков наличия сердца и проявления сердечности. Она не обращает внимания на обязательства по отношению к безработным или к их доведенным до бедности сообществам, ослабляет авторитет правительств, ускоряет разрушение окружающей среды и разлагает духовные начала человечества.Александр Кинг, президент Римского клуба (1984-1995 гг.). Из статьи «Позвольте коту повернуться. Путешествие одного человека через двадцатый век».