Пикейные жилеты поднимали плечи. Они не отрицали, что Чемберлен тоже голова. Но больше всего утешал их Бриан.
— Бриан ! — говорили они с жаром.— Вот это голова! Он со своим проектом пан-Европы...
(И. Ильф, Е. Петров. Золотой телёнок)
Предложенный (но не введённый официально) Владимиром Путиным годичный мораторий на пертурбации с имуществом и кадрами РАН уже на следующий день возбудил общественность. Ряды всезнающих инсайдеров и прозорливых аналитиков, весьма поредевшие после принятия 253-ФЗ и положения о ФАНО, снова уподобились македонской фаланге. Трубно зазвучало хоровое: «А я вам когда ещё говорил, что президент не поставил точку!» Кроме констатации своих способностей к прорицанию, «эксперты, знакомые с ситуацией» споро трактуют событие в трёх основных версиях. Перечисляю по распространенности.
Первая: «Каштанка». Власть монолитна, от главы государства до главы Советского района города Новосибирска. Власть по ряду причин решила расправиться с наукой. И не просто так, а в особо изощрённой форме, нанося Академии ущерб не только имущественный, но и моральный. Один из методов уподобляют ситуации с чеховской Каштанкой и куском мяса на веревке. И решение о моратории — это та фаза игры, когда наивной собачке дают порадоваться. На самом же деле за год якобы бездействия институтское имущество и кадры с бухгалтерской дотошностью инвентаризируют, научные учреждения пропустят через беспощадный аудит, чтобы потом осуществить отъём активов и массовые сокращения. И теперь уж так, чтобы не упустить ни одной пробирки, ни одного полставочного лаборанта. «Бесконечный ужас вместо ужасного конца».
Версия вторая: «Всё идёт по плану». Как и в советское время, руководство страны действует по долговременным планам, гласным и негласным. Реформа научной организации страны была задумана еще в 1990-х, затем определилась точка старта — выборы нового президента РАН — и далее в цепи событий нет ни одного случайного. В этом контексте инициатива Путина более чем ординарна. Он осенил своим участием знакомство двух лидеров процесса реформирования РАН и дал им побольше времени на всевозможные подготовительные действия и формальные процедуры. Представьте себе, за какой срок вы перерегистрируете тысячу автомобилей. А тут тысяча институтов с реестрами, кодами, печатями, реквизитами, трудовыми книжками… И их надо не только перерегистрировать, но и переучредить, что ещё хлопотнее. В общем, впереди громоздкие и сложные операции, и ничего более. Рутина-с.
И, наконец, третья трактовка: «Игры престолов». Она очень нравится политикам и политизированным. В России затянулось двоевластие. Патриоты-государственники во главе с президентом и премьерские космополиты-либералы причудливо формируют политику страны, то консолидируясь, то принципиально конфликтуя. Ситуация с Академией из второй обоймы. Либералы за реформу, они ее инициировали и продвигают. Патриоты — против, но у них связаны руки либо их просто недостаёт числом, как при голосовании в Госдуме и Совфеде. Глава государства над схваткой, но до поры до времени. Мораторий, как сказал бы профессор Выбегалло, «сэт ён гран синь», великий знак. Явно в пику торопящему события премьеру они заморожены, и устойчивости премьерского кресла будто бы убыло. Вместе с главой правительства сменится и оно само, а неудачный закон будет отменен, отложен или попросту проигнорирован. Нам не привыкать.
Как вы думаете, которая гипотеза кажется мне наиболее близкой к реальности? Правильно, никакая. Мудрец сидит на берегу реки и ждёт, когда мимо проплывёт труп врага. Смиренно копает свой огород и находит ларец с монетами. Вокруг нас если не переизбыток информации, то уж наверняка — адский передоз аналитики. Вспоминаю срочную службу, когда соседи по казарме терроризировали меня: «Ты же с поплавком (университетским значком на кителе), так расскажи, что они там в Кремле думают». Сегодня этим занятием зарабатывает на хлеб с икоркой немало людей, которые потом с большим достоинством и мудростью объясняют, почему их предположения не сбылись. От оценок, версий, трактовок, комментариев, от всеобщей компетенции невежд (в первоначальном смысле, то есть не ведающих) становится физически худо. И все виды предсказания будущего я бы предложил в законодательном порядке запретить: на фоне нынешних инициатив Госдумы эта идея выглядит невинно.
Разве что синоптиков бы не трогал — они начали исправляться.
Андрей Соболевский
Фото: Ю. Позднякова