Одно из главных пристрастий человека разумного — давать названия любому географическому или даже космическому объекту. Астроном, открывший небесное тело, волен наречь его как угодно, и сейчас поучаствовать в раздаче имен звездам может любой желающий. Международный астрономический союз запустил онлайн-голосование, где предлагается выбрать новые имена для 20 планетных систем, включающих 15 звезд и 32 экзопланеты. Все эти небесные тела были открыты до 2008 года, и их существование многократно проверено.
Астрономические клубы и другие некоммерческие организации из 45 стран мира уже предложили 247 вариантов. Среди предложенных вариантов, к примеру, MariaMitchell — в часть первой женщины из США, побывавшей в космосе. Группу планет в одной из звездных систем предлагают назвать как героев «Дона Кихота» и фамилией автора романа — Сервантеса. Одна мерцающая звезда может получить обозначение Rock'n'Roll Star. Российских имен в списке пока немного: лишь одна планета Victor в честь советского астрофизика академика Виктора Амазасповича Амбарцумяна.
Впрочем, отношение к звездам всегда было предельно романтизировано. Другое дело — астероид. Малая планета, а по сути — кусок породы, летающий в космосе. В XIX-XX веках их нарекали в честь родных и близких астрономов. В XX веке долго сохранялась традиция давать астероидам женские имена — от нее отказались лишь во второй половине 1970-х годов. До этого к фамилиям или даже топонимам прибавляли окончания «-ия» или «-а», например Стругацкия (от писателей-фантастов братьев Стругацких) или Гамбурга (от немецкого города Гамбург). Немецкий ученый Максимилиан Вольф подарил малым планетам клички своих собак — Петрина и Сеппина. Встречались и диковинные неологизмы — скажем, открытый советскими учеными астероид Тамараива назван в честь парашютистки Тамары Ивановой. Нередкими были и аббревиатурные обозначения — так, существует малая планета КрАО (от Крымской астрофизической обсерватории).
Нет правил без исключений: и в XIX веке астероиды получали причудливые имена. Французский астроном Огюст Оноре Шарлуа назвал небесное тело Чаем — это был его любимый напиток.
Ближе к концу ХХ века первооткрыватели астероидов совсем демократизировались и вовсе перестали сдерживать свою фантазию. Просторы вселенной отныне бороздят малые планеты, названные в честь полумифического Робина Гуда, сказочного Шалтая-Болтая, непобедимого спецагента Джеймса Бонда и сыгравшего его киноактера Шона Коннери, противоречивого политика Слободана Милошевича, японского автомобиля Honda и музыкальной группы Rammstein.
В связи с этим у меня есть неплохая идея. Уважаемые астрономы! В связи с приближающимся 55-летием газеты «Наука в Сибири» предлагаю подарить старейшему сибирскому изданию о науке звезду или малую планету.
Павел Красин
Фото: ru.wikipedia.org, общественное достояние