Когда говоришь «наука», первые приходящие в голову ассоциации — «физика, биология, математика, химия». Гуманитарные области знания сегодня отодвинуты на второй план. По крайней мере, журналистская братия вспоминает о них довольно редко — если археологи что-то откопают или лингвисты выпустят какой-нибудь спорный с обывательской точки зрения словарь (исключением здесь, пожалуй, являются только психологи, труды которых в медиапространстве расходятся на ура).
Тем приятнее мне было открыть для себя
«Arzamas». «Это некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию. Мы создаем своеобразный университет, который соберет лучших преподавателей и будет строиться прямо у вас на глазах», — пишут его организаторы. Раз в неделю здесь открывается новая «кафедра» — появляются курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии — о культуре и человеке.
Отдельно стоит сказать о форме подачи материала. На самом деле, о гуманитарных науках очень сложно писать — они с трудом укладываются в традиционный формат научной журналистики. Во многом потому, что здесь нет явного, осязаемого результата, который в перспективе принесёт пользу обществу — философия и классическая филология не позволят продвинуться на пути лечения неизлечимых болезней и не облегчат нам кухонный быт. С громкой фундаментальной составляющей тоже не сложилось: с помощью гуманитарных наук не познать механизмы образования Вселенной, не найти неуловимых элементарных частиц. Вот и получается, что сложную естественнонаучную статью пересказать в популярном виде зачастую гораздо проще, чем на первый взгляд более простой и понятный исторический труд.
На «Arzamas» эта проблема решена с подкупающим изяществом. Здесь сочетаются самые разнообразные форматы: короткие видеолекции, прочитанные учёными, справочные заметки и длинные журналистские статьи, фотогалереи и фрагменты кинохроники, цитаты из забытых книг и интервью со специалистами. Всё вместе это позволяет создать единый образ эпохи, которой посвящён тот или иной «курс».
Больше всего мне понравились формы, предполагающее от читателя некую вовлечённость в процесс. Например, статьи
«Как продать крепостную?»,
«Как уберечься от Чумы?»,
«Как воспитать почтового голубя?» представляют собой написанные в «режиме реального времени» короткие инструкции. Знакомишься с ними — и невольно представляешь себя русским помещиком (или, скорее, несчастной крепостной) начала XIX века, жителем охваченного мором мрачного средневекового городка, владельцем и дрессировщиком почтовых голубей. Вот пара пунктов подобной инструкции: «2. Готовить крепостного к продаже не нужно: крестьянская девка — не модель на подиуме, красить и причесывать не надо. Рожа не в навозе — уже и годится. Ее покупают не в театр водить, а хозяйство вести — дом, корова, сенокос. 3. Разместите объявление в городской газете. Оно должно содержать пол, возраст, назначение крепостной. Типичное объявление выглядит просто: «Майор Колюбакин продает девку, умеющую кушать готовить и платье чистить, а о цене спросить в приходе Матфея апостола в Подрезовой улице».
Есть и вовсе интерактивные форматы: тесты (например, предлагается
узнать русского писателя по его детской фотографии), всевозможные игры. В одной из них требуется
найти стулья домам: используя свои знания архитектурных направлений нужно обставить здания мебелью, подходящей им по стилю. Другая, совершенно покорившая меня игра, называется
«Как поменять лампочку в туалете коммунальной квартиры?». Здесь вы сами никаких действий совершать не способны, но в состоянии «разговаривать» с жителями советской коммуналки. Надо убедить их сделать то, что нужно, словами. Главное, обратиться к правильному человеку. Ворчливая женщина Марья Васильевна, алкоголик дядя Вася, старожил Станислав Генрихович, чьему деду когда-то принадлежала квартира, школьница Катя, мать двоих детей Кокошкина, Катина бабушка, по мнению соседей страдающая деменцией, инженер Петров… Кто из них станет первым, вторым, третьим звеном цепи? Чтобы пройти эту игру с первого раза без ошибок, нужно быть поистине прирождённым психологом.
На «Arzamas» можно почувствовать себя филологом и научиться разбирать летописи, узнать о народных «мифах», которые больше всего раздражают учёных (среди них — о тлетворной природе Запада, о превосходстве одного языка над другими, об усыновлении Александра Невского ханом Батыем). Прочитать, как в XVIII веке «древнеславянские» божества были выдуманы на западный манер. Открыть для себя, что мелодии американского вестерна взяты из шаманских песнопений индейцев сэлишей Британской Колумбии. Познакомиться с мифами индейцев хиваро, живущих в Эквадоре и Перу.
Проект показывает нам, что гуманитарная наука — это не обязательно многочасовые скучные лекции о вкладе какого-нибудь малоизвестного литератора в мировую культуру, а сама жизнь, и познавать её не менее интересно, чем настоящую.
Диана Хомякова
Фото: arzamas.academy