…Нет, это не прогноз о ближайшем будущем России. Это США сорок лет назад. После «войны Судного дня» 1973 года, в которой Израиль выстоял и затем разгромил наголову своих противников, арабские страны объявили нефтяное эмбарго поставщикам оружия «сионистским агрессорам». И в Америке началось то, что описано абзацем выше. Кризис имел и политические последствия. Со скандалом (правда, не экономического свойства) покидает свой пост Ричард Никсон. Его преемники Джеральд Форд и Джимми Картер удерживаются в Белом доме на один четырехлетний срок каждый. Кризис оказывается им не по зубам. От пришедшего им на смену в 1981 году Рональда Рейгана тоже ничего хорошего не ждали. Консерватор, реакционер, «ястреб» и вдобавок бывший актёр. «В результате президентских выборов к власти США пришли наиболее реакционные силы американского империализма во главе с Рейганом», — писали советские газеты.
Но экс-звезда Голливуда собрал команду экономистов, среди которых самым влиятельным был нобелиат
Милтон Фридман. И началось то, что вошло в историю под названием «рейганомика». Гипотеза советников Рейгана предполагала, что выход из стагфляции начнётся, когда налоговые ставки снизятся достаточно для того, чтобы стимулировать инвестиции, а это в дальнейшем приведёт к ускорению экономического роста, большей занятости и повышению заработной платы. Идея оказалась продуктивной. В США перво-наперво снизили ставки подоходного налога. Особенно с богатых, поскольку американский капиталист — не чета российскому, у него на первом месте стоит не потребление, а бизнес. Во-вторых, были вдвое сокращены сроки амортизации основных фондов. По словам академика Абела Аганбегяна «Рейган сделал выгодным менять не только физически, но и морально устаревшее оборудование». Также эксперты президента не боялись дефицита государственного бюджета: при сильной, растущей экономике это не должно было представлять опасности.
И главное — был взят курс на государственную поддержку технологического обновления и инноваций. Естественно, с большой оглядкой на интересы военных: именно при Рейгане родилась стратегическая оборонная инициатива (СОИ), которую критики президента прозвали «Звёздными войнами» по аналогии с киноэпопеей Джоржда Лукаса. Но прогресс двойных технологий (не только космических) всегда стимулирует множество гражданских применений. Те же лазеры, которыми американцы намеревались сбивать советские спутники, очень пригодились на Земле. При Рейгане происходит расцвет Кремниевой долины, появляется, как таковой, Интернет (кстати, в 1983 году термин «интернет» закрепился за сетью ARPANET, ранее использовавшейся как чисто почтовая). Весь перечень американских научно-технологических прорывов 80-х годов занял бы не одну страницу.
Что в итоге? Бывший актер возглавляет США два срока и не баллотируется на третий по состоянию здоровья. В течение 8 лет президентства Рейгана уровень инфляции снизился с 12,5 % (1980 год) до 4,5 % (1988). Уровень безработицы также упал, с 7,5 % до 5,3 %. До красивого термина «экономическое чудо» цифры не дотягивают, но, как говорится, эффект достигнут. Причём долговременный. По словам академика Аганбегяна, «США 25 лет процветали на фундаменте «рейганомики» и только в 2007 году столкнулись с серьезным кризисом». Но это, как вы понимаете, совсем другая история.
А историю ещё древние римляне называли учительницей жизни — Historia est magistra vitae. Россия, конечно, не Америка (особенно для поклонников одноименной книжки Андрея Паршева). Нефть не взлетает, а падает, пацифисты малозаметны, последнюю нобелевку по экономике получил академик Леонид Канторович в 1975 году, а нормальные дороги сделаны из рельсов и шпал. Но кризис — он везде кризис. Падение ВВП на 3,7% и 15,5-процентная инфляция в прошлом году сами за себя говорят. Так почему бы не вспомнить заокеанский опыт? Ведь сработало же, в общем-то и в целом!
Если вдуматься, суть американского рецепта лежит не в финансово-экономической, а в мировоззренческой плоскости. В отличие от Джимми Картера, любившего «порулить вручную», Рейган подобрал команду специалистов экстра-класса и доверял ей. В США решились резко ослабить налоговый пресс и ввести государство в долги. Не на словах, а на деле стимулировали развитие науки и инноваций. Ибо красноречивее всех благопожеланий выглядит процент от ВВП.
И еще один момент, почти крамольный. Это обязательная сменяемость руководителей — включая самых-самых — не справившихся с тем, за что несут ответственность.
Андрей Соболевский
Фото из открытых источников