Поехали?

Главная тайна советской космической эпопеи – это ее стоимость. Никакие попытки восстановить даже приблизительную сумму затрат не увенчались успехом. Для сравнения: вся американская лунная программа, как принято писать, обошлась налогоплательщикам максимум в 26 миллиардов долларов, включая теоретические и экспериментальные работы. Это много или мало? Много – с точки зрения бюджета любого сибирского региона, не говоря уже о личном потреблении даже списочников Forbes. Зато расходы  стран мира на вооружение в одном только 2008 году побили очередной рекорд, достигнув 1,464 триллиона долларов. На развитие IT-технологии по прогнозам на 2011 год в мире будет затрачено 3.6 триллиона. Запуск "Шаттла" (нынче летом состоится последний в истории проекта) обходится в относительно скромные 450 миллионов долларов, а российского одноразового "Протона" – более, чем вчетверо дешевле.

При этом затраты на вооружение питают, в основном,  политические амбиции. Затраты на космос – это инвестиции в будущее человечества. В октябре 1932 года Константин Эдуардович Циолковский опубликовал небольшую статью с названием "Когда погаснет Солнце". Опираясь на знания  своего времени, он писал: "Множество геологических, физических, радиологических и астрономических явлений с несомненностью указывает, что Солнце в своем виде существовало и еще будет существовать биллионы лет". То есть отпущенный нам срок безбедной земной и околоземной жизни Циолковский отнёс  к порядку 1012 . Но современные научные данные сокращают цифру до 150, а некоторые прогнозы – только до 5 миллиардов лет. А мы пока еще преодолеваем земное притяжение, в принципе, на тех же движках, что и Юрий Гагарин. И по-прежнему огромную проблему составляет преодолеть жалкие 385.000 км. километров до Луны. А дистанцию до Марса в 55 миллионов километров человек пока так и не осилил, да и полеты автоматических аппаратов на красную планету успешны далеко не всегда…

Хотя и Луна, и Марс – это планеты нашей же Солнечной системы,  и их достижение не принципиально в контексте перспективного поиска новой вселенской обители человечества. И даже пока светит Солнце, нам небезопасно жить на одной-единственной планете. Телевизор смотрели? Японию видели? Прародина Homo Sapiens может стать его погостом, поскольку на Земле возможны катастрофы угрожающего масштаба: столкновение с астероидом, глобальная война, пандемия или цепь стихийных  бедствий. Извержение вулкана Тоба на острове Суматра около 73 тысяч лет назад поставило на грань вымирания наших немногочисленных предков, только-только расселявшихся по планете. Из-за насыщения атмосферы пеплом  произошло снижение среднегодовой температуры сразу на 16 градусов, что повлекло не только холод, но и голод. Современный человек питается, в основе,  тем же, чем тогда: агротехнологии  столь же уязвимы, как и природа. К тому же при серьезных  катастрофах выходит из-под контроля техносфера, и слово "Фукусима" уже стало именем нарицательным.

50 лет назад Юрий Алексеевич Гагарин совершил то, что предстоит нашим потомкам. Причём, рано или поздно, всем. И в принципиально иных масштабах. Возможно, слово "потомки" будет не вполне корректно: сторонники теории трансгуманизма считают, что уже сегодня возможна дальнейшая, искусственно управляемая,  эволюция человека. И   прогресс в области микробиологии, генетики и нанотехнологий (куда же без них!) позволит преодолеть биологические ограничения и приспособить человеческий организм к невесомости, повышенной радиации и другим факторам жизни в космосе. Пока одни фантазируют и спорят, другие сосредоточились на решениях  для сегодняшних людей во всем их несовершенстве. В  Институте биофизики СО РАН (Красноярск) под руководством член-корреспондента РАН Андрея Георгиевича Дегерменджи ведутся работы над системами замкнутого биологического цикла. Ученые исходят из нынешней реальности, когда "космические скорости" – не более, чем метафора, и до пыльных тропинок далеких планет придется добираться очень и очень долго. Никаких консервов и тюбиков на такое путешествие не напасёшься. Одна из испытываемых в Красноярске систем,  БИОС-3, способна в автономном режиме обеспечить жизнь экипажа (2-3 человека) в течение 6 месяцев за счет замыкания цикла по воде и газу почти на 100%, пище – более, чем на  50%. Институт медико-биологических проблем РАН проводит эксперимент "Марс-500", в ходе которого добровольцы имитируют 520-дневную работу космического экипажа: http://mars500.imbp.ru. Сегодня трое россиян, итальянец, француз и китаец уже "летят с Марса на Землю" – правда, не выходя из стен института.

Пока что трудно представить самого себя, сотнями дней питающегося непонятно чем (но на 50% понятно из чего!) и трепетно блюдущего психическую стабильность – перегрызться в такой обстановке  просто гибельно. Но моряки Христофора Колумба и казаки Семёна Дежнёва в намного более суровых условиях прошли свои маршруты. На пределе возможностей – но прошли. Нам, по большому счёту, тоже надо собираться в далёкую-далёкую дорогу.

Поехали?

Андрей Соболевский

Материалы на тему:

Трехмерный космос

Дом на Луне и соленый огурец на грядке

Полвека на орбите