Академик Дмитрий Константинович Беляев, замысливая свой уникальный и весьма продолжительный эксперимент по доместикации лисиц, считал, что даже если он сам не увидит результатов, их оценят люди, которые станут жить после него. На днях издательство «Альпина Нонфикшн» выпустило в переводе на русский язык книгу Ли Дугаткина и Людмилы Трут «Как приручить лису (и превратить в собаку). Сибирский эволюционный эксперимент», в которой рассказывается о том, как велась эта работа и чего удалось достигнуть. В прошлом году она была опубликована на английском языке и удостоилась награды Американской ассоциации содействия развитию науки как лучшая научно-популярная книга для молодежи.
И это неудивительно, ведь написана она как самый настоящий приключенческий роман, где есть главный герой (конечно, академик Беляев) и антигерой («академик от сохи» Трофим Лысенко), рассказчица (Людмила Трут), дальняя дорога (на зверофермы в разных уголках тогда еще СССР), друзья и помощники героя (исследователи из разных точек мира, принимавшие участие в эксперименте) и, конечно, волшебные животные — лисы. Невероятный Уголек, который первым стал, как собака, приветливо махать хвостом при приближении человека. Или Пушинка — лисица, впервые разделившая с человеком дом и приходившая спать на диван к Людмиле Трут как самая настоящая домашняя собака. Коко, в доме у друзей исследовательницы, убежавшая с поводка и чуть не ставшая чьим-то воротником для пальто. Удивительной образностью наполнено описание всех приключений, которые с ними произошли.
Впечатляющий эксперимент, придуманный академиком Беляевым, был направлен на то, чтобы воспроизвести процесс эволюции, происходивший с тем или иным видом, при одомашнивании. Только теперь люди были не просто молчаливыми наблюдателями, которым достаются крупицы информации, но основной движущей силой этого процесса. Помимо доброй к людям популяции, которая в книге называется «элитной», на звероферме живет контрольная и агрессивная группы. Шаг за шагом Дмитрий Константинович Беляев и его ученики и коллеги раскрывали тайны процессов, происходящих при одомашнивании. Отбирая дружелюбных к человеку особей поколение за поколением, они получали черно-бурую лисицу, всё более и более приближающуюся по внешности к собаке — появились свисающие уши и хвосты колечком, изменилась окраска, укоротилась мордочка, а у взрослых лисиц стали сохраняться детские черты: как во внешности, так и в поведении. Все эти признаки указывали на внутренние изменения: ученым удалось отследить подвижки в гормональной системе, а совместно с исследовательницей Анной Кукековой (США) — и изменения в геноме. Полностью геном доместицированной лисицы пока не отсеквенирован, но ученым удалось установить локусы, которые активировались в процессе одомашнивания.
Автор и доместицированная лиса
Книга наполнена подробными и любопытными фактами об этом эксперименте. Например, несмотря на то, что я неоднократно бывала на звероферме (а также гладила и даже держала на руках лису), внезапным открытием для меня стало то, что самых первых пушистых участниц эксперимента отобрала команда Нины Сорокиной на звероферме в Эстонии еще до того, как в Сибири был основан Институт цитологии и генетики. Затем некоторое время исследование проводилось на одной из звероферм в четырех сотнях километров от Новосибирска, и лишь позднее был построен комплекс в Каинской Заимке.
Конечно, история эксперимента не состоит только из хороших событий. События были разные. Лисичку Пушинку и ее щенков одной несчастливой ночью убили ради дорогой шкурки. В 1985 году умер академик Беляев, а потом пришли нестабильные и голодные 1990-е. Несмотря на все старания Людмилы Трут, однажды наступил такой момент, когда людям нечем стало платить, а лисиц нечем стало кормить и лечить. Ужасная боль в каждом слове, описывающем это время, когда одних животных пришлось усыплять и сдавать на мех, чтобы смогли выжить другие. Невозможно без слез читать об этом.
В поисках финансирования Людмила Трут написала очень подробную статью в журнал Scientific American, рассказав об успехах и потенциале этого эксперимента. Статья была принята к публикации, а деньги на то, чтобы лисички жили, нашлись. Некоторые суммы присылали в том числе и обычные люди, не ученые. Уникальное наследие академика Беляева удалось сохранить.
Несмотря на более чем полувековую историю доместикации лисиц, по-прежнему остаются тайны. Например, вместе с изменением облика и поведения изменились и звуки, которые издают лисицы. Скажем, появился звук, очень похожий на человеческий смех (вокализация «ха-ха»), — зачем он нужен лисам? Много вопросов остается и в отношении психологии этих удивительных зверей. Насколько они могут планировать свои действия, учиться чему-либо? Какие эмоции они испытывают по отношению к людям? Куда приведет нас этот эксперимент еще через 50 лет?
Юлия Позднякова
Фото из открытых источников (1), Екатерины Пустоляковой (2)