Милый девичий голосок представляется журналисткой:
- Подскажите, как нам найти самого компетентного энтомолога?
- Подскажу, но почему нужен именно энтомолог?
- Потому что ко-ма-рыыыыы!!!
- Ну и что? У нас каждое лето комары…
- Нет, вы не понимаете…В этом сезоне - уникальные комары!
Когда приходит лето, серьезные новости отправляются в отпуск. Вместе с парламентариями, чиновниками, бизнесменами и прочая и прочая. Желтая пресса восполняет дефицит конкретной информации (если она его испытывает, конечно) в жанре "звёзды на пляже", а масс-медиа поприличнее обращаются к науке. Исследователи становятся палочками-выручалочками, отвечая на ежегодные сезонные вопросы о комарах, клещах, колорадских жуках, мотыльках, саранче. А также о бобрах, кротах, ежиках, алтайских цокорах… Чтобы лето за летом совсем уж не повторяться, собратья-журналисты привносят новизну. Нынче, например, объявили нашествие водяных крыс (правда, из семейства хомяковых). "Вышли на возвышенности и атаковали огороды дачников" – сообщает Интернет-издание в духе оперативных сводок. А пару лет назад пытались не по-детски пугнуть обывателя якобы расплодившимися в Берди амазонскими пираньями, но, естественно, не один ихтиолог не стал комментировать явный вымысел.
Поведать что-либо интересное и полезное среди знойной информационной пустоты позволяют не только науки о живых тварях. Взять ту же алтайскую мумию. Про нее показали, рассказали и написали все, что можно, все правды и неправды. Далеко не вчера Сибирское отделение согласилось, в принципе, передать эту находку на хранение в Республику Алтай. На определенных, разумеется, условиях, о чем тоже сообщалось неоднократно. Но наступает лето – и про мумию снова говорят. К тому же республиканский министр культуры любезно напоминает журналистам о том, о чем они только что писали (см. выше). То есть про то, что СО РАН мумию передаст, но на определенных условиях. И обрадованные коллеги – ура, снова мумия! – просят комментарии, слово в слово повторяющие только что опубликованные. Вторично? Ну и что. Зато про мумию.
Научное сообщество, в отличие от политического или делового, летом не только не отдыхает, но, напротив, работает особо интенсивно. Десятки полевых отрядов выходят в экспедиции, в том числе и в новые районы, по новой проблематике. Буквально на днях директор Института геологии и минералогии СО РАН им. В.С. Соболева член-корреспондент РАН Николай Петрович Похиленко сообщил о контракте с "Роснедрами" на оценку природных ресурсов Сибирской платформы. Прежде всего – по невыявленным запасам алмазов. Чернила, как говорится, на этом контракте еще не просохли, а геологи снарядили 8 полевых отрядов, чтобы не пропускать сезон-2010. Сибирская платформа огромна, она охватывает недра Якутии, Красноярского края и Иркутской области. Работы до горизонта, зато на горизонте – потенциальные 145 миллионов карат.
Сокровища, за которыми летом наука идет "в поля", зачастую скромно выглядят. Не только алмазы и золото, не обязательно роскошное пазырыкское погребение или та самая косточка из Денисовой пещеры, которая перевернула представления о предках Homo Sapiens. Такие открытия происходят раз в полвека, если не реже. А экспедиции СО РАН, перефразируя Маяковского, добывают "тонны научной руды" ради крупиц нового знания. Они, эти крупицы, зачастую невзрачны и еще чаще - просто непонятны. Например, где-нибудь у подножья Белухи, куда только что выехали сотрудники нашего Ботанического сада, удастся… нет, не найти неизвестный вид растений, а просто-напросто уточнить ареалы произрастания уже знакомых. Но из таких дополнений и складывается постоянно изменяющаяся картина знаний о мире, которую век за веком формирует наука.
А еще лето – пора конференций. Геномика растений, супервычисления, биоинформатика, формирование индустриального общества в советскую эпоху, проблемы нефтегазоносности российского сектора Арктики, молекулярное узнавание в биологических и химических системах… Это только в июне и только в Новосибирске. Лето – на самом деле сезон чудес ("О, сколько нам открытий чудных…"). Но большая часть научных чудес требует тонкого обхождения и сложного, многоступенчатого объяснения.
А это, в свою очередь, требует авторских усилий. Куда как проще тридцать третий раз сообщить про вероятные передвижения алтайской мумии. Или что-нибудь потрясающее из жизни крыс и комаров.
Андрей Соболевский