Жуть берет: как страх манипулирует нами

Каждый из нас чего-то боится, даже если и не желает открыто признаваться в этом. Порой неосознанно мы избегаем определенных вещей и ситуаций, которые могут вызвать неприятное, щемящее чувство тревоги, испуга, паники. Мы стесняемся прослыть трусами, но всё равно — боимся. Почему так происходит? Зачем нам вообще нужен страх? Попытаемся разобраться в природе этого явления вместе с авторами книг, посвященных этой теме. 

Что такое страх?
 
Испанский философ и психолог Хосе Антонио Марина в своей книге «Анатомия страха. Трактат о храбрости» отмечает, что страх вызывает тройную реакцию, отражающуюся на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Мы испытываем ощущения угнетенности и стеснения («от ужаса сердце сжалось», «перехватило дыхание»), искажается наша система восприятия реальности (кажется, что мир полон опасностей), всё наше существо поглощено одним — быть начеку (бежать, бороться, замереть или покориться).
 
Страх — это прежде всего эмоция, наиболее всего ей подвержены робкие люди, которым опасность мерещится буквально на каждом шагу. Степень угрозы зависит от субъективной оценки.
 
«Опасность курения доказана, но страха ни у кого не вызывает. Привидения, души умерших, призраки объективно никому не угрожают, однако наводят ужас. То есть перед нами сообщающиеся сосуды: один из них — индивидуальное восприятие, другой — реальность. Раздражитель может изначально возникать в первом или во втором, но эмоции так или иначе достигнут определенного уровня», — пишет Хосе Антонио Марина.
 
Чувство страха присуще всем живым существам. Газель убегает, бык нападает, жук притворяется мертвым, волки при встрече с доминирующим самцом демонстрируют подчиненное поведение. Страх дан нам природой для самосохранения. Эволюция — это безостановочное стремление вооружаться и обороняться.
 
Физиология страха
 
«Страх — древнейшая эмоция, поэтому мозговые структуры, связанные с возникновением этой защитной реакции, находятся в более старых, центральных областях головного мозга — так называемой лимбической системе, к которой относятся гиппокамп, миндалины, грушевидная доля и еще несколько мозговых структур. Считается, что миндалина участвует в выборе поведения путем “взвешивания” различных эмоций, порожденных конкурирующими потребностями, например страха и чувства долга, страха и стыда», — пишет доктор психологических наук, профессор Евгений Павлович Ильин в своей монографии «Психология страха».
 
В книге говорится, что проявления эмоции страха у человека связаны с изменением вегетативных функций, направленных на мобилизацию ресурсов организма. Кровь отходит к мышцам и сердцу, вследствие чего поверхность кожи остывает (выступает холодный пот). В организм выбрасывается гормон адреналин, сердце начинает усиленно работать. Появляется поверхностное дыхание, цвет лица сереет, глаза широко раскрываются, зрачки расширяются (видимо, отсюда пошло выражение «у страха глаза велики»).
 
Характер физиологических изменений при страхе зависит от индивидуальных особенностей человека, от соотношения симпатической и парасимпатической нервной системы, управляющих функциями организма.
 
Норма или патология?
 
Иногда страх приобретает патологический характер. В отличие от обычного, кратковременного и обратимого, патологический страх снижает жизненную активность человека, лишая возможности контролировать ситуацию.
 
Психиатры различают шесть видов патологических страхов: панические расстройства, специфические фобии (боязнь животных, крови, открытых пространств), фобии социальные, посттравматический синдром, навязчивые состояния и тревожные расстройства.
 
Самая коварная в этом списке паника — непереносимый страх, когда жертве кажется, будто она вот-вот умрет или лишится рассудка. «В состоянии паники человек испытывает такой сильный страх, что после первого приступа больше всего начинает бояться самого страха», — пишет Хосе Антонио Марина. 
 
С некоторыми фобиями люди живут годами или даже всю жизнь. К самым распространенным относятся агорафобия (страх открытых площадей или большого скопления людей), клаустрофобия (боязнь оказаться в замкнутом пространстве), ипохондрия (гипертрофированное беспокойство о состоянии собственного организма).
 
Несмотря на острый характер, в большинстве случаев фобии легко поддаются лечению. Однако известны случаи, которые трудно логически объяснить. Например, существуют свидетельства смерти индейцев, наступившей только из-за того, что колдун вынес им суровый приговор. По-видимому, у этих несчастных вера в сверхъестественное была настолько сильна, что запустила механизмы страха, нашедшие отражение на физиологическом уровне. Недобрые предсказания сбылись только потому, что люди в них искренне верили… 
 
Страх… заразителен?
 
Существуют страхи врожденные и приобретенные, индивидуальные и коллективные. Наиболее любопытна природа социальных страхов, которые порой распространяются словно болезнь.
 
В «Психологии страха» Евгений Ильин пишет, что многие наши боязни являются результатом особой формы научения, которую можно было бы назвать социальным заимствованием. В определенных обстоятельствах эта форма может быть довольно эффективной: к примеру, дети, наблюдая за реакцией страха родителей на какой-либо объект, с большой долей вероятности начнут бояться того же объекта.
 
В книге приведен пример социального заимствования в развитии страхов у макак-резусов. Одни обезьяны попали в лабораторию из естественной среды в возрасте 4—6 лет, у них вызывали страх змеи. Другие родились и выросли в лаборатории, поэтому пресмыкающихся не боялись. В ходе совместного сосуществования обезьяны, выросшие на воле и обнаруживавшие страх перед ползучими тварями, стали для лабораторных животных образцами для подражания, и последние очень быстро научились бояться змей.
 
По мнению автора, эти эксперименты показывают, что для усвоения страха не обязательно иметь опыт непосредственного столкновения с опасным явлением. В процессе научения немалую роль играет и эмоциональная экспрессия. «Воистину страх — хороший учитель. Переживания, связанные со страхом, навсегда запечатлеваются в нашем сознании», — пишет Евгений Ильин.
 
До чего «довел» прогресс
 
Можно ли утверждать, что у современных людей стало больше фобий или мы стали как-то по-особому бояться?
 
Американский журналист и редактор Скотт Стоссел в книге «Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя» пытается найти истоки человеческих тревог не в личных переживаниях и генах, а еще глубже — в истории и культуре.
 
Терроризм, химические атаки и сибирская язва, атипичная пневмония и свиной грипп, глобальное потепление и экономические кризисы… Каждая эпоха социальных трансформаций повышает градус тревожности у населения. Тревогу в наш век экономической нестабильности можно считать нормальной (и даже адаптивной) реакцией. 
 
Скотт Стоссел отмечает глубинную общность переживаний в разные времена у разных народов, говорящую об универсальности тревоги как свойства человеческой натуры. Например, синдром «каяковый страх», распространенный у гренландских эскимосов в прошлом столетии и выражавшийся в боязни уходить на тюленью охоту в одиночку, по описанию не особенно отличается от того, что мы сегодня зовем агорафобией. Также вполне современными выглядят случаи патологической тревожности, приводимые в древних трудах Гиппократа.
 
«Это сходство перебрасывает мост над зияющей пропастью тысячелетий и наводит на мысль, что, несмотря на все культурно-исторические различия, в физиологическом отношении тревожность может оказаться универсальным человеческим свойством», — пишет Стоссел.
 
Страшные сказки
 
Все мы помним персонажей русских сказок, которые пугали нас в нежном возрасте: инфернальная Баба-яга, уродливое Лихо одноглазое, кровожадный Серый Волк... Истории с их участием пугали и манили нас одновременно. 
 
В «Сказочной энциклопедии» под редакцией Наталии Будур есть раздел «Сказка и жестокость», где анализируется тяга ребенка к страшным сказкам. Составитель ссылается на ученых: исследования помогли им прийти к выводу, что описываемые в фольклоре угрожающие ситуации напоминают основные страхи ребенка: потеряться, поступить дурно, покинуть отчий дом, повстречать чудовищ или диких зверей. 
 
Ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем и тем самым обретает возможность преодолеть собственные комплексы, решить проблемы. Победа над страхами, пусть и виртуальными, помогает подготовиться к различным жизненным трудностям и развивает самостоятельность. Неизменно счастливый конец в сказках позволяет не бояться испытаний, ведь при правильном поведении и проявлении упорства герои всегда получают заслуженную награду.
 
«За жестокостью сказки скрывается процесс развития личности каждого человека. Психологи отмечают, что всем людям уже с раннего детства свойственно стремление повстречаться с жестокостью, поскольку человеческая природа двойственна и состоит не только из добра, но и из зла. Именно свою темную сторону ребенку необходимо повстречать в сказке, чтобы осознать и преодолеть ее», — говорится в энциклопедии. 
 
«Приручить» врага
 
Предупрежден — значит, вооружен. Чтобы противостоять страху, мало анализировать его, необходимо действовать. Вот несколько советов от автора «Анатомии страха», помогающих побороть страх и развить в себе стойкость.
 
Научись отличать страхи полезные от страхов вредных. Полезные предупреждают об опасности и позволяют избежать ее, они мобилизуют на борьбу. А вредные, напротив, отнимают волю к действию, обескровливают и обессиливают.
 
Изучи своих врагов и своих союзников. Нужно хорошо представлять себе стратегии страха, обстоятельства, при которых он особенно активен, не забывая о тесной взаимосвязи между субъективным фактором (тобой самим) и объективным (реальной ситуацией). 
 
Укрепи себя. Результаты борьбы со страхом будут успешнее, если уменьшить опасность или увеличить внутренние ресурсы. Физическая активность — прекрасное противоядие от тревоги, так как помогает человеку установить контакт с телом и яснее воспринимать собственные ощущения. 
 
Ищи союзников. Нелегко в одиночку сражаться со страхом, а уж с патологическим — тем более. Иногда необходимо попросить совета у знающих людей — кто-нибудь непременно поможет в трудную минуту. 
 
Юлия Клюшникова
 
Фото из открытых источников