Археология в 3D

Трехмерная визуализация в археологии стала важным направлением в исторических исследованиях: активное внедрение высоких технологий позволяет реконструировать и сохранять в цифровом виде объекты культурного наследия. В Новосибирском государственном университете прошел первый в Сибири семинар, посвященный 3D-моделированию и его применению в изысканиях на стыке наук.

 
На четыре дня в Новосибирске собрались IT-специалисты и археологи из разных государств, чтобы обсудить возможности 3D-сканирования и проблемы, связанные с использованием методов трехмерной визуализации для решения задач сохранения, реставрации и реконструкции объектов историко-культурного наследия. Семинар «3D в археологии, больше чем измерение» организовала совместная российско-французская «зеркальная» лаборатория мультидисциплинарных исследований первобытного искусства Евразии гуманитарного факультета НГУ. Научный руководитель этого подразделения Жан-Мишель Женест из Франции рассказал, вокруг чего сконцентрирована работа коллег двух стран: 
 
— Сейчас мы сосредоточены на новых технологиях и трехмерном моделировании в археологии, которые нам позволяют по-новому смотреть на артефакты. Такая работа заключается в исследовании, иллюстрации, а затем и в воспроизведении полученных изображений, что особенно важно для исторических объектов. Например, наскальная живопись — это произведение искусства, а не просто рисунки, дающие представление о быте древних людей. Изучения не только самого изображения на поверхности, но и его объемов и расположения в пространстве позволяет нам в какой-то мере воссоздать образ мысли первобытного человека.
Жан-Мишель Женест, Михаил Лаврентьев
 
Важным достоинством такого направления исследований французский ученый назвал возможность сохранения и презентации для широкого круга людей:
 
— Подобные произведения искусства нельзя привести в музей. Во Франции, например, пещеры находятся под строжайшей охраной. Поэтому нужно находить технологии, позволяющие показать найденное и сделать его известным публике. 3D-визуализация — абсолютно неинвазивный метод регистрации информации: археологические объекты не страдают от нашего вмешательства, при этом мы сохраняем полученные данные на компьютерах и можем показывать их в кино и на телевидении.
 
Заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН, заведующий новой лабораторией академик Вячеслав Иванович Молодин рассказал о применении новосибирскими учёными данных технологий на практике:
 
— У нас были совместные работы на плато Укок, где эта методика уже была апробирована на памятниках наскальной живописи. Там были выявлены некоторые сюжеты, которые мы не могли зафиксировать традиционными способами. Объект очень сложный, рисунки нанесены на гранитных плоскостях и сильно нивелированы временем. Привлечение опыта французских коллег позволило открыть новые сюжеты, которые не были до этого известны. Нарисованные животные, в основном лошади, выполнены в манере, характерной для искусства позднего палеолита, их возраст — 14-12 тысяч лет. На сегодняшний день это один из самых древних пунктов с такими рисунками на территории Центральной Азии.
 
Вячеслав Молодин, Людмила Лбова
 
 
Исследователи сейчас пытаются решить главную проблему — установление возраста найденных артефактов с помощью современных технологий. В этом им помогает команда проректора НГУ по информатизации доктора физико-математических наук, профессора Михаила Михайловича Лаврентьева. Исследователи разрабатывают программные инструменты и методологию виртуализации археологических объектов.
 
— У обеих сторон есть опыт применения трехмерного моделирования в разных областях, — объясняет М. Лаврентьев. — Например, французы умеют мастерски воссоздавать мельчайшие детали, а наша страна делает тренажеры для использования в космосе, на железных дорогах, в компьютерных играх. Нам самим очень интересно посмотреть, какую пользу можно получить от применения навыков в совершенно другой области. Сейчас мы подготовили виртуальные экспозиции, которые демонстрируются в музеях Новосибирска и пользуются большой популярностью. На экране, а не на витрине, можно посмотреть, как создавался и использовался объект — это меняет представление и восприятие зрителя. Когда мы говорим о сохранении объектов, важна высочайшая точность воспроизведения и цветопередачи. Я считаю, что соединение разных способов и программных инструментов принесет несомненную пользу этому делу.
 
В качестве пробных работ информатики НГУ уже создали 3D-модель Умревинского острога, по которому теперь можно гулять в вириальном пространстве. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, замдекана по научной работе ГФ НГУ, профессор Людмила Валентиновна Лбова сообщила, какие памятники могут быть смоделированы в ближайшее время в рамках совместной мультидисциплинарной лаборатории: 
 
— Сейчас мы подобрались к очень сложной задаче — виртуализации уникального верхнепалеолитического памятника Мальта, который был открыт в 1926 году. Найденный там материал стал поистине жемчужиной мирового наследия: коллекция  декорированного бивня мамонта и другие изделия хранятся в Эрмитаже и Государственном музее.
 
В дальнейших планах археологов сотрудничество с лабораторией биологических маркеров социального поведения человека НГУ: исследователи хотят объединиться с нейрофизиологами и провести исследование восприятия мозгом искусства с помощью МРТ-технологий. 
 
Марина Москаленко 
 
Фото: пресс-службы НГУ