Илья Любечанский: «Всюду жизнь!»

Курум«Оказывается, в нашей – европейской и сибирской –  вдоль и поперек исхоженной природе есть места, где обитает масса новых видов живых существ», - заявил сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН кандидат биологических наук Илья Игоревич Любечанский, начиная свое выступление в рамках научно-популярного кафе «Эврика!». Под такими местами он подразумевал курумы – каменные россыпи. По его словам, «в них существует очень своеобразный мир, и сейчас делаются первые шаги в его изучении. Там масса животных, которые не встречаются нигде, многие из них неизвестны науке и имеют ряд своеобразных особенностей, которые позволяют им жить в тяжелых, холодных и темных условиях».

Курумы – своеобразный и интересный ландшафт, и, по словам ученого, его видел любой, кто был в каких-либо горах, неважно, на Алтае или в Альпах. «В европейской части он встречается островками, это сравнительно небольшие территории на склонах гор, которые занимают всего по несколько гектаров, но с увеличением континентальности климата такие участки становятся все больше и больше, и каменные реки превращаются в целые моря», - описывает Илья Любечанский. Россыпи камней действительно похожи на русла, заполненные не водой, а обломками скальных пород. «Мне повезло побывать в настоящей «долине смерти» - я имею в виду не калифорнийскую, но очень на нее похожую, потому что на этих камнях, как кажется, нет ничего живого. Конечно, биоту таких мест очень сложно изучать, и в первую очередь это связано с тем, что курумы труднодоступны: на машине до них не доедешь, дешевле и проще всего добраться туда пешком», - комментирует ученый фотографию, на котором изображен соответствующий пейзаж.

Илья ЛюбечанскийДва фактора: перепады дневных и ночных температур, и влажность способствуют образованию курумов. По сути дела, камни, заполняющие пространства «рек» и «морей», когда-то были одним целым со скалами, но затем откололись и «потекли», пусть и очень медленно, по склонам. В свежих курумниках каменный поток продолжает двигаться.

Однако там все-таки есть вода: влага, которая конденсируется на обломках скальных пород, стекает вниз, и образуются ручьи. «Добраться до них сложно – необходимо прокопаться сквозь несколько метров глыбового слоя, что не всегда бывает возможно», - отмечает Илья Любечанский. Соответственно, природные условия внутри курумов весьма странные: это подвижная куча камней, между которыми образуются полости, от достаточно больших, куда может влезть относительно крупной животное, до совсем крохотных, где не протиснуться даже маленькому жучку.

 «Там нет ни одного растения», - восклицает Илья Любечанский, - «но тем не менее эти влажные, всегда холодные и темные пустоты наполнены жизнью!»

По словам ученого, слух для животных, там обитающих, бесполезен, зрение тоже, поэтому в качестве основного органа чувств используется осязание: если говорить о насекомых, то они должны быть покрыты щетинками, иметь длинные усики и лапки, чтобы хорошо ориентироваться. Кроме того, такие «жители» имеют более светлую окраску: желтоватую или коричневатую. В жаркие дни поверхность курумов, как и любых других камней, сильно нагревается, и некоторые обитатели этим пользуются. «Они специально ходят туда греться и добирают необходимое тепло», - говорит Илья Любечанский. Так что некоторые виды насекомых могут быть крупнее и встречаться севернее, чем их равнинные собратья. «Для тех, кто может выбраться на поверхность, для избранных, каменные реки еще и нечто типа конденсатора тепла, батареи», - поясняет ученый. Кроме того, привлекающими ресурсами для обитателей курумников служат множество укрытий.

ЖужелицаКто же живет в столь непривлекательных на первый взгляд условиях? Пауки, подчас крупные и стремительные, чья численность весьма велика; бабочки, которые питаются лишайниками, а всю свою жизнь проводят, сидя под камушком; жужелицы. Если увеличить последних в сотни раз, то, по словам, Ильи Любечанского, это будет самый страшный хищник. Чрезвычайно подвижный, прожорливый и с «саблями» у поверхности рта. Жужелицы обитают на нижней поверхности камней в курумниках, их много видов, но найти их подчас бывает трудно, приходится переворачивать десяти камней. В гемолимфе некоторых из этих жуков растворено вещество вроде антифриза, позволяя поддерживать эту кровь в жидком состоянии. Тараканосверчок – еще один обитатель курумников, реликтовое животное. Когда-то, по словам Ильи Любечанского, они процветали – в те времена, когда еще не было динозавров, в конце палеозоя, причем, жили не только в горах, но и в лесах и на равнинах.

«В курумах обитают и приятные животные», - отмечает ученый. - «Вот, например, пищуха или сеноставка. Она похожа на мышь, но ближе, скорее, к зайцам. Это небольшой непрыгающий кролик с маленькими ушками, который заготавливает сено на зиму, просушивая траву на камнях, а потом утаскивая к себе в логово.

Рассказывая, Илья Любечанский иллюстрировал свою лекцию множеством слайдов: можно было наглядно сравнить обитателей равнин и курумников, увидев особенности последних и разницу во внешнем виде. Эти отличия, конечно, обусловлены местом обитания –совершенно негостеприимным, к которому нужно было приспосабливаться путем долгой эволюции.

Екатерина Пустолякова

Фото: trombicula.narod.ru, Большая советская энциклопедия, zin.ru, reports.travel.ru (Наталья Анохина).