
Наиболее дорогостоящее сооружение всех времен и народов — не Большой адронный коллайдер, не атомный авианосец и не олимпийский комплекс в Сочи. На высоте свыше 400 километров над Землей со скоростью 7,7 километров в секунду несутся 150 миллиардов долларов, овеществленные в МКС, — международной космической станции. «Основную часть средств внесли США, но при этом в основе МКС лежат советские, а затем российские идеи и опыт создания орбитальных станций», — рассказал директор томского Института физики прочности и материаловедения СО РАН член-корреспондент РАН Сергей Григорьевич Псахье. Создание и модернизацию МКС ученый сравнил со строительством Вавилонской башни — в проекте участвуют американская NASA, Роскосмос, Европейское космическое агентство (ESA), Канада, Япония и еще 11 государств.
Автором идеи преподавания с орбиты принято считать американскую учительницу Кристу Маколифф. Она прошла двухступенчатый отбор, превзойдя 11 000 конкурентов, но шаттл «Челленджер», с которого предполагалось давать 15-минутные уроки, 28 января 1986 года взорвался сразу после старта. Через 20 лет дублер Маколифф, преподаватель Барбара Морган, также прошедшая полную подготовку астронавта, во время полета на корабле «Эндевор» провела несколько сеансов связи со своей школой и приняла участие в биологических экспериментах. В нашей стране инициатором таких уроков стал космонавт Александр Александрович Серебров, но напрямую общаться со школьниками с орбиты ему не довелось: выступления записывались на видеокассеты. После завершения космической карьеры и почти до самой смерти А. Серебров вел образовательные программы на телевидении.
Сегодня космические уроки непосредственно с МКС — сложная, тоже международная система, состоящая из национальных и тематических сегментов. Занятия обычно транслируются сразу в несколько стран мира: в Китае, например, в 2013 году одномоментно собрали в одном зале 4 000 школьников. По телевидению же этот урок женщины-тайконавта Ван Япин смотрело около 60 миллионов детей и взрослых. Астронавты NASA Джозеф Акаба и Рики Арнолд весной 2018 года выступали с орбиты по домашним заготовкам Кристы Маколифф, несколько обновив информацию.
Название членов космического экипажа зависит от страны их происхождения и государственной принадлежности корабля. Китайские звездоплаватели называются тайконавтами, индийские виоманавтами (части слова перед «-навт» означают «космос»), американские и европейские — астронавтами (во Франции также употребляется термин спасьонот — spationaute, а в германоязычных странах «раумфарер» — raumfahrer), японские — утюхикоси, малайзийские — анкагасаванами, южнокорейские — уджуинами. В Казахстане кроме русского «космонавт» покорителей орбиты называют гарышкерами.
В России космическая тема в школьном образовании присутствует в нескольких федеральных и локальных проектах (в том числе Фонда имени А.А. Сереброва), но преподавание с МКС осуществляется только посредством «Уроков из космоса»: за полтора года их проведено ровно 10, последний состоялся этой весной, накануне Дня космонавтики. Учредителями инициативы выступили Роскосмос, РКК «Энергия», Минобрнауки, ФАНО, Сибирское отделение РАН, ИФПМ СО РАН, томские политехнический и педагогический университеты, телевизионные каналы и интернет-издания, власти ряда регионов.

ИФПМ присутствует в этом перечне закономерно: томские ученые долгое время занимаются
разработками в интересах космической промышленности, в том числе для перспективного корабля «Федерация». В лицензии ИФПМ на осуществление космической деятельности, выданной Роскосмосом, прописана «разработка и изготовление составных частей научной аппаратуры для проведения научных и образовательных (!) экспериментов на борту орбитальной станции». Сергей Григорьевич Псахье рассказал, какими усилиями это дается: «Чтобы обеспечить один урок, необходимо привлечь около 50 специалистов, из которых, как минимум, одиннадцать — высококлассные инженеры». Схема трансляции такова: сигнал с орбиты поступает в центр управления полетами (ЦУП) в подмосковном Королёве, оттуда — на государственные телеканалы ГРТК Россия, ГТРК Томск и Russia Today, а также на интернет-сайт инициативы и связанные с ним социальные сети. В реальном времени уроки космонавтов слушают школьники Королёва, Томска и в сочинском детском центре «Сириус», в ближайшее время к этим точкам прибавятся Новосибирск и Севастополь.
Сибирские ученые пока что не побывали на МКС, но активно участвуют в наземной части «Уроков из космоса». В студиях телерадиокомпаний они объясняют суть явлений, демонстрируемых на орбите — и устно, и наглядно, путем экспериментов и демонстраций. К примеру, 20 сентября 2017 года прошел урок российской части экипажа МКС в составе Сергея Николаевича Рязанского и Александра Александровича Мисуркина, посвященный новым материалам. Вместе со знаменитым космонавтом Владимиром Соловьевым и советником генерального директора РКК «Энергия» Александром Григорьевич Чернявским в качестве эксперта выступил лауреат премии «Глобальная энергия» академик Валентин Николаевич Пармон. Кандидат физико-математических наук Константин Витальевич Круковский из ИФПМ СО РАН прямо в телестудии показал, как на основе никелида титана можно получить материал с памятью формы, из которого был изготовлен робот НиТизавр.
В 2018 году космический урок прошел 10 апреля. С МКС его вели космонавты Антон Николаевич Шкаплеров и Олег Германович Артемьев, из студии ГТРК Томск — Сергей Григорьевич Псахье, член-корреспондент РАН Людмила Михайловна Огородова и аспирант ИФПМ Станислав Юрьевич Жарков. Впервые трансляция велась не только на Россию, но и в США — для студентов Университета Южной Каролины и школьников Bozeman High School (штат Монтана). «В это время в Томске было 9 часов вечера, в Америке — 7 утра, и, как всегда, лучше всего пришлось Москве», — уточнил Сергей Псахье. Называлось занятие «Земля в иллюминаторе» и было посвящено как раз «окошкам» МКС. Как происходит фото- и видеосъемка из иллюминаторов? Приходится ли их чистить? Есть ли на стеклах следы от метеоритов? На эти и другие вопросы отвечали космонавты и ученые, а до начала урока томские школьники побывали в лаборатории материаловедения покрытий и нанотехнологий ИФПМ, где им показали нанесение защитных покрытий на стекла для космических аппаратов. Домашнее задание на следующий, восьмой, космический урок дал Сергей Псахье. Он попросил учащихся продолжить работу над научно-популярными, фантастическими и мультипликационными фильмами и включить в них сюжеты с НиТизавром: томский робот к этому времени переехал в ЦУП и помогает (по крайней мере, морально) управлять орбитальными полетами.
Андрей Соболевский
Фото Юлии Поздняковой (1), из презентации Сергея Псахье (2), pixabay.com (анонс)