Уловка 217 - преодолена

Новосибирский государственный университет совместно с Институтом нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН и компанией «СофтЛаб-НСК» создают предприятие в рамках 217-го Федерального Закона. О пути к ООО «ГЕОсофтЛАБ» и перспективах его развития рассказывают учредители.

Михаил Лаврентьев«Все началось с 217 ФЗ, который наконец-то дал право субъектам федерального бюджета быть соучредителями малых предприятий, — комментирует декан факультета информационных технологий НГУ доктор физико-математических наук профессор Михаил Михайлович Лаврентьев. — Раньше закон выглядел совсем казуистически: мы не могли учреждать, но могли владеть долей. То есть некие физические лица могли создать предприятие и добровольно отдать его долю университету или научно-исследовательскому институту. Естественно, этого на практике почти не было, ибо не имело под собой никакой экономической основы.

Само появление закона, призванного решить проблему коммерциализации создаваемой «наукой» и «образованием» интеллектуальной собственности, безусловно, радует. Но в том виде, в котором он сейчас находится, закон не решает ситуацию комплексно. Как отметил на круглом столе, который прошел недавно в Технопарке, министр образования,  науки и инновационной политики  Новосибирской области Владимир Алексеевич Никонов, в нашей стране выход закона должен сопровождаться рядом подзаконных актов, увязанных с остальными юридическими постановлениями.

Например, для вуза предусмотрено только нематериальное участие в предприятии (НГУ внес свой патент), а частная фирма, собирающаяся стать учредителем, наоборот, может предложить только финансовые ресурсы. Почему так – непонятно. Кроме того, такое малое предприятие не может работать по упрощенной системе налогообложения, хотя эта форма была бы очень удобна. Запрет, кстати, противоречит гражданскому кодексу. Таких моментов масса.

Мы очень давно сотрудничаем с ИНГГ СО РАН и компанией ЗАО «СофтЛаб-НСК», но многие проекты, которые могли бы быть давно реализованы, задерживались из-за отсутствия юридической возможности. С другой стороны, министерство сделало наличие малых предприятий при вузе количественным критерием при оценке заявок университета на финансирование в рамках различных ФЦП, таких заявок много, а у нас в этой графе стоял ноль. Шаг формальный, но он явился последним аргументом в нашем решении создавать такое предприятие».

Игорь Ельцов«Жизнь многих научных разработок в рамках академического института заканчивается бесславно, — поясняет заместитель директора по научной работе ИНГГ СО РАН доктор технических наук Игорь Николаевич Ельцов. — Учеными создаются уникальные аппаратурные и программные средства, методики. Они поступают в отчеты Сибирского отделения РАН или Российской академии наук, а после этого умирают, потому что создатели переходят к решению следующих, более актуальных задач, а для практической реализации законченных проектов в академическом институте нет ни инфраструктуры, ни организационно-финансовых механизмов. Иногда по счастливому стечению обстоятельств, чаще всего,  благодаря энтузиазму авторов, достижение идет в промышленное внедрение, но в существующей системе данная модель скорее исключение, чем правило. Поэтому для разработок, чья научная жизнь уже закончилась, и которые доведены до стадии широкого промышленного внедрения, нужны соответствующие структуры. Я считаю, что формат малых наукоемких предприятий – это находка. С одной стороны, академическая наука туда приносит свои проекты, опыт и интеллектуальные ресурсы, с другой – есть университет с его мощным образовательным ресурсом, который поставляет уникальные  кадры. Третья опора малого предприятия   - компания «СофтЛаб-НСК», которая успешно работает на рынке программных продуктов и в наш союз привносит свой бизнес-опыт. На мой взгляд, создаваемые сейчас при академических и институтах и университетах малые предприятия — это второе дыхание того пояса внедрения, который когда-то был задуман  академиком М.А.Лаврентьевым и имел в условиях советского строя совершенно другую структуру».

«Чем будет заниматься «ГЕОсофтЛАБ»? — продолжает М.М.Лаврентьев. — Как известно, геофизика - крупнейший, если  не самый крупный, потребитель компьютерных ресурсов. Поиск полезных ископаемых и их извлечение – это очень большой и тяжелый счет, огромные задачи. В Новосибирске есть предприятие, которое выпускает зонды для нефтяных скважин, спроектированные в ИНГГ СО РАН. Для обработки полученных данных в институте создано соответствующее программное обеспечение (многофункциональная автоматизированная система интерпретации данных геофизических исследований в скважинах МФС ВИКИЗ — авт). Но институту не свойственно заниматься продажами, и мы надеемся, что это станет одним из направлений работы созданного предприятия. «СофтЛаб-НСК» займется совершенствованием этого продукта, а университет планирует организацию курсов по владению этим пакетом, требующим профессионального уровня умений. Положительный опыт в этом направлении можно будет распространять и на другие программные решения».

«В конечном итоге мы планируем создать линейку программных продуктов, которые будут обслуживать уникальные приборы, созданные и создаваемые в нашем институте и производимые научно-производственным предприятием геофизической аппаратуры «Луч». Как всем понятно, «железо» ничего не стоит без современной интеллектуальной начинки, созданной с использованием информационных технологий», — добавляет И.Н.Ельцов.

«Еще одна база сотрудничества: кто может реализовывать новые интересные идеи? Конечно, молодые кадры, которые воспитываются у нас, — рассказывает о профессиональных перспективах М.М. Лаврентьев. — Они смогут попробовать свои силы в бизнесе: не бросаться самостоятельно в бурное море, а вести какой-то проект, набираться опыта, а, может, впоследствии открыть свое предприятие на площадях, например, студенческого инкубатора Технопарка. Университет также сможет поощрять своих наиболее активных сотрудников, давая им право вести проекты в этом предприятии».

В скором времени будет сформирован наблюдательный совет с участием всех трех учредителей, чтобы обезопасить предприятие от заведомо неверных шагов. У каждого из них – примерно одинаковые доли (34% - университет, 34% - институт, 32% - «СофтЛаб-НСК»). Численность сотрудников не будет быстро увеличиваться: идея состоит в том, чтобы не отрывать людей от университета, института, фирмы. Всего около пяти постоянных специалистов, остальные  будут  привлекаться на конкретные проекты. Руководить «ГЕОсофтЛАБом» будет, скорее всего, геофизик, поскольку с конечными пользователями продукции нужно разговаривать на соответствующем языке. Первые результаты можно ожидать приблизительно через полгода-год.

«Потенциально мы можем либо расширять сферу деятельности предприятия, либо создавать по этому образцу новые. Есть совместные наработки с Институтом цитологии и генетики СО РАН по биоинформатике. Например, геном одного человека занимает 3,6 Гб памяти, сейчас геномов расшифровано очень много, эту информацию нужно обрабатывать, это невероятно большой счет. Задача «Поиск мотива в геномной последовательности» считается на персональном компьютере 14 дней, на кластере – сутки, на ПК с использованием возможностей современного графического ускорителя – 9 часов, на ПК со специальным графическим ускорителем – 6,5 часов. Институт автоматики и электрометрии СО РАН совместно с «СофтЛаб-НСК» разработали плату, в основе которой лежит кристалл вентильной матрицы, программируемой пользователем (FPGA), с ее помощью эта задача решается 20 минут. Если поставить более дорогой кристалл FPGA, больший по размеру, то, по теоретическим прикидкам, время сократится до 1 минуты. Выигрыш в производительности в сравнении с начальными результатами – 20 тысяч раз, что позволяет браться за новые классы задач. Это потенциальный и очень перспективный продукт для коммерциализации», — отзывается о перспективах М.М.Лаврентьев.

В НГУ почти полностью готово к организации еще одно предприятие, и еще одно — в стадии последних согласований.

Александра Белкина
Екатерина Пустолякова