На выездном заседании Общественного совета при министерстве экономического развития Новосибирской области обсудили ход реализации программы «Академгородок 2.0».
Заместитель главного ученого секретаря Сибирского отделения РАН кандидат технических наук Юрий Александрович Аникин выступил с обзором состояния проектов программы развития Новосибирского научного центра. Несколько из них заморожены, но большинство находится в той или иной стадии реализации: источник синхротронного излучения СКИФ, кампус Новосибирского государственного университета, вторая очередь Академпарка, СмартСити, Центр генетических технологий, «БиоКатТех» и другие. «Основная часть изначальных проектов показала свою жизнеспособность», — резюмировал Ю. Аникин.
Юрий Аникин
Вместе с тем он отметил, что за восемь лет произошла существенная трансформация программы «Академгородок 2.0». «Логика заявленных проектов кардинально меняется в сторону максимально прикладных, причем с быстрой выдачей практически применимых результатов, — констатировал Юрий Аникин. — Начинается неизбежная пересборка проектов как проблемно ориентированных RnD-центров, реализуемых совместно с корпорациями. И не нужно быть оракулом, чтобы предсказать возрастание спроса на Академгородок и его результаты».
В контексте стратегии развития Академгородка в целом спикер подчеркнул, что необходимо видеть процессы не на один десяток лет вперед. «В горизонте 2050 года Новосибирск нацелен стать де-факто научной столицей России — быть центром развития методологии производства и трансфера знаний, экспортировать технологии и продукты по всей России, — сказал Ю. Аникин. — Для этого необходимо выработать модель управления территорией с фокусом на научно-технологической деятельности. Значит, нужны эксперименты, особые управленческие решения и механизмы, производящие, притягивающие и удерживающие интеллектуальный и финансовый капитал. Но стратегии без субъекта не бывает, поэтому административная субъектность Академгородка — лишь инструмент».
Заместитель директора Центра коллективного пользования СКИФ доктор физико-математических наук Ян Витаутасович Зубавичус информировал о текущем статусе реализации проекта. Источник синхротронного излучения должен быть запущен до конца 2024 года, первая очередь из шести рабочих станций — в следующем году. «Вид стройки меняется буквально каждый день, на площадке задействовано около 1 500 профессиональных строителей», — рассказал докладчик. Он остановился и на организационной структуре мегапроекта и планировании его будущей работы. «Для каждой рабочей станции определены организации-интеграторы, но они — это верхушка айсберга. Под эгидой каждой из них собирается консорциум с числом участников суммарно до сотни, в том числе из европейской части страны», — отметил Ян Зубавичус.
Ян Зубавичус
Программа научных исследований на установке СКИФ охватывает десятки российских институтов. Она утверждена Президиумом СО РАН, рассматривалась 23 апреля на заседании Президиума РАН и на совещании в Минобрнауки РФ с участием крупных индустриальных партнеров — «Газпромнефть», СИБУР, «Биокад» и других. Интересу промышленников также должен способствовать выходящий на днях номер журнала СО РАН «Наука и технологии Сибири», целиком посвященный возможностям СКИФ. Установлены стабильные контакты с заинтересованными в экспериментах специалистами из Китая, Индии, Монголии, Вьетнама, Казахстана, Армении, Азербайджана и Беларуси.
Правда, отвечая на вопрос о сроках запуска совместной российско-белорусской станции «БелСи», Ян Зубавичус сообщил: «Пока еще даже не подготовлена концепция — есть только рамочное соглашение с центром материаловедения Национальной академии наук Беларуси, на месяц отстаем с началом формирования консорциума. Поэтому станция планируется пока на вторую очередь, ориентировочно на 2028 год». Затрагивалась и тема вычислительных мощностей для обработки экспериментальных данных. «На момент запуска мы удовлетворимся собственным центром обработки, — сказал Ян Витаутасович, — но для дальнейшей работы, безусловно, потребуется мощный суперкомпьютерный центр: мы возлагаем надежды на СКЦ “Лаврентьев”».
О другой масштабной стройке «Академгородка 2.0», кампусе НГУ, рассказал его ректор академик Михаил Петрович Федорук. «Последний объект университета был сдан еще в 1978 году, это долго и трудно строившийся переход между главным и лабораторным корпусами, — напомнил он. — С тех пор университет рос, развивался, но прирос только одним, хотя и крупным, административно-учебным зданием. После посещения НГУ в 2021 году премьер-министром Михаилом Владимировичем Мишустиным нам удалось войти в национальный проект “Наука и университеты” с выделением федерального финансирования на строительство кампуса. При этом он является самым скромным по масштабу из семи, возводимых в настоящее время в России». Суммарную итоговую стоимость проекта (без оборудования, приборов и аппаратуры) в ценах 2024 года ректор обозначил в порядке 20 миллиардов рублей.
Михаил Федорук
Сегодня на этом комплексе объектов работает около 1 000 строителей. Первая очередь (учебный корпус, досуговый центр и общежития СУНЦ-ФМШ на 690 мест) готова на 80 %. «Выпускной вечер фымышат пройдет уже в новом досуговом центре», — надеется Михаил Федорук. Техническая готовность второй очереди (корпус поточных аудиторий со студенческим проектным центром, научной библиотекой и переходом) обозначена в 43 %, третьей (научно-исследовательский центр и учебно-научный центр Института медицины и психологии НГУ) — в 12 %.
Новый кампус НГУ не только обеспечит обучающимся и сотрудникам современный уровень комфорта и условия для досуга и творчества. Значительные площади отводятся под развитие собственной исследовательской и инженерно-технологической базы университета. В частности, М. П. Федорук назвал отдел аэрокосмических исследований, передовую инженерную школу (ПИШ) «Когнитивная инженерия» и СКЦ «Лаврентьев». «Чем больше мы строим — тем сильнее нарастает дефицит площадей», — заключил ректор Новосибирского госуниверситета.
Также на выездном заседании Общественного совета при министерстве экономического развития Новосибирской области обсуждалась идея международного научно-технического экспоцентра как нового проекта «Академгородка 2.0».
Инициатива принадлежит заведующему Центром стратегического анализа и планирования Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, директору Международного научного центра СО РАН по проблемам трансграничных взаимодействий, доктору экономических наук Вячеславу Евгеньевичу Селивёрстову. Одним из ее триггеров стало посещение Музея Внутренней Монголии в китайском городе Хух-Хото. «Это столица автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, региона обширного, богатого природными ресурсами, но по китайским меркам относительно малонаселенного, — напомнил ученый. — И что же? Здесь в едином комплексе построили два грандиозных, современных и очень креативных музея: Музей Внутренней Монголии и Музей науки и технологий, где представлены экспонаты в диапазоне от реплик скелетов динозавров высотой с трехэтажный дом до макета космического корабля “Шэньчжоу” в натуральную величину».
Что же до новосибирского Академгородка, то здесь работает небольшой Выставочный центр СО РАН, научные музеи Института археологии и этнографии и Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН, некоторые другие. «Они создавались на полупрофессиональной основе сотрудниками базовых институтов и Президиума СО РАН, — отметил Вячеслав Селивёрстов. — Труд этих подвижников создания имиджа Академгородка заслуживает самой высокой оценки, но современные технологии и возможности выставочно-презентационной деятельности требуют новых подходов, механизмов и компетенций».
Между тем Новосибирск быстро наращивает свою туристическую привлекательность, заняв первое место в Сибирском федеральном округе по развитию туриндустриии и десятое в стране. Только новосибирский зоопарк в 2023 году посетили около полутора миллиона человек. При этом усиливается направление научного и научно-познавательного туризма. Он играет особую роль в пропаганде науки и научных знаний, преодолении попыток международной изоляции России и реализации политики восточного вектора развития Российской Федерации (включая страны Центральной Азии). Являясь важным транспортно-логистическим и научно-технологическим хабом страны (и главным в ее азиатской части), Новосибирск может и должен позиционироваться как ее научная столица. Эти и другие предпосылки В. Селивёрстов назвал важными для реализации идеи «научного Диснейленда» — единого научно-образовательно-досугового комплекса как нового флагманского проекта программы «Академгородок 2.0». «По масштабам он должен быть сравним, как минимум, с кампусом НГУ. И держать курс как на демонстрацию потенциала и достижений институтов СО РАН, НГУ и Академпарка, так и на приобщение детей и юношества к творчеству и знаниям», — убежден спикер.
Вячеслав Селиверстов
Проект с рабочим названием «Международный научно-технический экспоцентр» (МНТЭЦ), каким его представил В. Е. Селивёрстов, видится состоящим из уже действующих и создаваемых с нуля структур и делится на четыре кластера. Музейно-экспозиционный кластер состоит из двух крупных музеев: Истории, археологии и природы Сибири (интегрирующий и сильно дополняющий действующие институтские) и Выставочный центр (музей) науки и техники. Кластер обучения и детско-юношеского творчества также объединил бы разобщенные действующие клубы, превратился бы в современный «КЮТ 2.0» и прирос современным залом игр и виртуальной реальности «Познаём мир». Гостинично-рекреационный кластер предполагает новый конгресс-отель и другие точки гостеприимства вплоть до дискотеки на любой вкус и возраст. Наконец, форумный кластер может состоять из открытых летних площадок, а главное — нового конгресс-центра в Академгородке. «Здесь можно проводить не только крупные международные форумы, но и, например, специализированные мероприятия Технопрома», — считает Вячеслав Селивёрстов.
Организационно МНТЭЦ выглядит как крупная сложная многопрофильная структура — с попечительским советом, советом директоров и управляющей компанией. Стоимость проекта очень вариативна, как и модели его реализации: В. Селивёрстов считает, что обозначать какие-либо цифры преждевременно. Ресурсное обеспечение видится государственно-частным, с привлечением возможностей не только и не столько государственного бюджета (хотя проект однозначно претендует на национальный масштаб и сравним, как минимум, с сочинским «Сириусом»), а прежде всего, крупных госкорпораций — Ростеха, Росатома, Роскосмоса и других. Определенные возможности, как считает спикер, заложены в сотрудничестве с Китаем — поэтому и рассматриваются в качестве варианта совместные историко-природные и научно-технологические экспозиции.
Доклад по концепту МНТЭЦ вызвал оживленную дискуссию: не только о перспективах инвестиций КНР в российский научно-просветительский комплекс, но и месте его дислокации и, прежде всего, очевидных уже сегодня и ожидаемых рисках. «Сегодня у нас первая попытка внесения идеи в публичную плоскость. И я представляю эту идею даже не как сотрудник Сибирского отделения РАН, а как председатель Общественного совета при региональном Минэкономразвития, как нашу общественную инициативу. Главное в ней — это комплексность. Предлагаемые кластеры Экспоцентра Академгородка логично дополняют друг друга. Именно их синергия, а не реализация отдельных и никак не связанных между собой проектов строительства новой гостиницы или конгресс-холла, может обеспечить высокую научную и социальную эффективность этой стратегической инициативы», — подчеркнул Вячеслав Евгеньевич. Он предполагает дальнейшие обсуждения на заседаниях президиума СО РАН и координационного совета программы «Академгородок 2.0», и при условии их одобрения — дальнейшие проработки и переговоры.
«Наука в Сибири»
Фото Андрея Соболевского и пресс-службы НГУ