Будущее человека не предопределено

Стремительное развитие цифровых и информационных технологий всё больше влияет на жизнь человека. Каждый день появляются новые устройства и приложения, так или иначе способные улучшить или облегчить жизнь, приняв на себя определенные функции. Современные разработки помогают решить множество проблем в области бытовых потребностей, здоровья, образования, культуры и других. Исследователи из Института философии и права СО РАН пытаются разобраться, какие социальные и гуманитарные последствия для общества несут новые технологии, оценить риски и выстроить антропологический форсайт — процесс коммуникации, который применяется как технология конструирования образов будущего.

«Форсайт — это попытка сконструировать образ человеческого будущего. Под будущим здесь имеется в виду жизнь спустя десятилетия, время внуков нынешнего молодого поколения. С одной стороны, это кажется далеким, но с другой — именно мы за него отвечаем. От привычного прогноза форсайт отличается тем, что в первом случае аналитики руководствуются данными из прошлого, совместив которые, получают картину завтрашнего дня. Иначе говоря, такие предсказания создаются с учетом привычного образа жизни, как будто прошлое экстраполируется в будущее. Но нельзя быть полностью уверенным, что завтра будет так же, как складывается обычно. Развитие технологий уже опережает многие футуристические сценарии. Форсайт допускает, что будущее из прошлого невыводимо. Самое сложное в форсайте — то, что невозможно предугадать, когда появится настолько масштабное изобретение, способное вывести человечество на принципиально новый уровень, как, например, нейросети: никто не предполагал их появления. Всегда случаются непредсказуемые события, которые не входят ни в один сценарий. Сегодня еще никто не научился даже примерно понимать возможность возникновения непредсказуемых ситуаций», — рассказывает ведущий научный сотрудник ИФПР СО РАН доктор философских наук Сергей Алевтинович Смирнов. 

По мнению ученых, бурное развитие технологий, в том числе и умных устройств, провоцирует уход, устранение человека из мира. Люди, отдавая всё больше работ и функций различной смарт-технике, отказываются от принятия решений. Им нравится отдавать себя устройству, перекладывать на него те действия, которые раньше он совершал сам. С точки зрения труда, эффективности, экономии времени это не вызывает вопросов, однако философы видят здесь проблему: непонятно, что в таком случае происходит с человеком как с субъектом. Цель новосибирских ученых — выработать альтернативный уходу человека подход в понимании социальных последствий взаимодействия людей и умных устройств, попытаться по-новому выстроить интерфейс между человеком и техникой. 

Сегодня исследователи выделяют три основные позиции относительно развития умной техники и ее влияния на человеческую жизнь. Одна группа, в которую входят в первую очередь инженеры и разработчики, считает, что стремительное развитие технологий происходит исключительно на благо человечества, при этом не уделяя внимания гуманитарным вопросам. Другое мнение строится на отказе от цифровизации: родители запрещают ребенку пользоваться смартфоном, школы не дают применять гаджеты на уроках и так далее. Ученые считают, что так происходит из-за того, что нет понимания, как с этим работать, а фундаментальная проблема использования гаджетов в этом случае не решается. Радикальная точка зрения здесь проявляется в полном отказе от цифровых технологий. К этому призывают неоконсерваторы.

«Мы сторонники третьей позиции. Нельзя допускать уход субъекта — когда человек становится приложением к умному устройству, а не наоборот. В таком случае людей в дальнейшем не будет, они станут некими существами, неспособными прилагать усилия, развиваться, мыслить, фактически — жить. Мы также не поддерживаем отказ от цифровых технологий или их запрет и понимаем, что развитие разных умных устройств будет происходить и дальше. Наша концепция сложнее: мы хотим выработать продуманный и обоснованный концепт антропологической альтернативы и уходу человека, и отказу от цифровизации. Проект философский, но в то же время практико-ориентированный. Устройства могут быть умными ассистентами для человека, но важно, чтобы они не заменяли его в ключевых вопросах. Когда субъект готов отдать принятие решений технологии, встает вопрос о необходимости самого субъекта. Если устройство начинает вести и направлять человека, то у него теряется собственная субъектность», — поясняет ученый. 

Философы организовали структуру работы, по которой будут идти исследования. Направление «Концепт» предполагает выработку антропологического концепта с учетом нового технологического уклада, учитывая риски и угрозы, связанные с этим, в первую очередь соблазн отказаться от самого себя. Направление «Гуманитарная экспертиза» ориентировано на оценку процесса внедрения умных технологий в повседневную жизнь человека, а также восстановление усилий быть человеком. Всё это также предполагает создание особых полигонов в различных сферах жизнедеятельности, таких как образование, медицина и информационные технологии. С помощью таких методов, по заявлению ученых, концепт не придумывается, а разрабатывается вместе с практиками: преподавателями, учителями, врачами, IT-специалистами. 

Для школ ученые предлагают спроектировать серию модельных уроков, от начальных до старших классов. Планируется такой урок, в котором гаджет не запрещается, а используется как средство по решению обучающей задачи, без него невозможно выполнить задание, учитывая, что готовый ответ смартфон не предоставит. В IT-сфере со студентами-разработчиками обсуждаются гуманитарные риски, появляющиеся при реализации этого проекта, а также возможности: попытки увидеть новый потенциал цифровых технологий для человека. 

В медицинской практике технологии и умные устройства также становятся помощниками специалистам, но здесь тоже исследователи выделяют как отрицательные, так и положительные следствия. Вместе с медиками обсуждается роль цифровых технологий в их сфере. Устройства могут хранить большое количество данных, распознавать снимки и в целом быть полезным инструментом для врача в проведении диагностики, но принятие решений, по мнению ученых, всё равно должно оставаться за человеком. 

«Ранее все концепции развития в психологии и философии вырабатывались без учета цифры. Никто не предполагал, что цифровизация будет такой масштабной, и никто не был к этому готов. Мировая и отечественная гуманитарная мысль явно отстает от инженерных разработок, но современный мир уже невозможно представить без умных устройств. Сейчас необходимо понимать, как выстраивать взаимодействие человека с цифровыми технологиями не в категориях ухода человека или отказа и запрета, а делать акцент на развитие субъекта. Сама проблема нового технологического уклада заключается не в технологиях, а в том, что человек строит свое поведение по алгоритму. Это наблюдается и в массовой школе, и в массовом здравоохранении. К человеку выстраивается отношение как к функции. Допускается, что человека можно натренировать или натаскать. Человек привык так действовать тысячелетиями, вся логика человеческого развития строилась по принципу аутсорсинга — стремления делегировать какие-либо действия разным инструментам, которые в этом процессе становятся лучше и умнее. Но когда водитель самостоятельно управляет автомобилем, он всё же остается субъектом. А если он откажется вести автомобиль?» — спрашивает С. А. Смирнов. 

В проекте ученые ставят проблему выработки новой антропологической стратегии. Существует мнение, что человек изначально рожден слабым и беспомощным, соответственно, его нужно усилить и улучшить с помощью каких-либо внешних «протезов». Также есть предположение, что благодаря технологиям человеку не придется выполнять рутинный труд или вообще работать, а только духовно развиваться, заниматься творчеством. Новосибирские философы считают необходимым использовать современные достижения науки и техники для преображения и умственного развития человека. 

«Пока мы не преобразуем социальные модели, мы будем зависеть от умных устройств. Если выстраивать, например, процессы образования по принципу машинизации, то проблемы неизбежны. Школа и университет сегодня — большие социальные машины, в которых практически отсутствует человек. Сначала нужно вернуть человеку себя, вернуть его в школу, а потом уже выстраивать систему взаимодействия с умными устройствами. Мышление и любовь — два сугубо человеческих занятия. Невозможно переложить эту заботу на какие-то устройства. Если субъект готов делегировать это технологиям, то в нем самом отпадает необходимость. Сторонники такого развития событий думают о кибернетическом бессмертии. Но именно из-за страха смерти люди вспоминают, что они люди. Понимая свою смертность, они пытаются успеть в жизни что-то сделать. Чтобы быть человеком, недостаточно просто родиться, нужно научиться мыслить, любить, совершать нравственный выбор и отвечать за свои действия, заботиться о других», — добавил философ. 

Исследования выполняются при поддержке Российского научного фонда (проект № 21-18-00103).

Кирилл Сергеевич

Изображения из открытых источников