О дополнительных возможностях сотрудничества с КНР рассуждают директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН академик Валерий Анатольевич Крюков и заведующий Центром стратегического анализа и планирования ИЭОПП СО РАН, директор Международного научного центра СО РАН по проблемам трансграничных взаимодействий доктор экономических наук Вячеслав Евгеньевич Селивёрстов.
— Не столь давно нам довелось участвовать в работе VII Форума аналитических центров российско-китайских экономических взаимодействий, проходившего в Харбине. К сожалению, делегация Сибирского отделения была совсем небольшой: кроме нас двоих — директор Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН доктор исторических наук Ирина Владимировна Лизунова. Среди множества мероприятий в сфере двухстороннего сотрудничества этот саммит можно смело назвать самым академическим: с харбинской трибуны выступают представители интеллектуальной элиты Китая. Ко многому из сказанного ими стоит прислушаться. Профессор Ли Юнцюань — авторитетнейший китайский ученый, специализирующийся на проблемах политических и экономических взаимодействий Китая и России, — говорил о недоиспользовании множества ресурсов и возможностей: пространственных, транспортных, экономических, финансовых. Например, стратегическим партнерам стоило бы до предела упростить транзакции в рублях и юанях. Профессор Сунь Чжуанчжи раскрыл суть «модернизации по-китайски», в основе которой — человек и социальные ценности, тогда как западная модель модернизации основана на повышении эффективности капитала.
В обсуждении с китайскими коллегами разрушались некоторые устоявшиеся стереотипы. Например, о том, что Россия выгодна Поднебесной исключительно как поставщик природного сырья. Нисколько: наших соседей интересует имеющиеся в наличии российская техника и технологии, современные материалы, образовательные услуги, научный и культурный обмен. Столь же сомнителен тезис про российский Дальний Восток как основные «ворота в Китай». Директор Института по изучению трансграничных проблем Китая академик Син Гуанчэн говорил о значимости использования Китайско-Пакистанского транзитного коридора (для получения Россией нового экономического выхода к Индийскому океану) и строительства железной дороги на стыке Республики Алтай и Синцзян-Уйгурского автономного района КНР. Со своей стороны мы также полагаем, что именно Сибирь с ее ресурсами (не только природными, но индустриальными и человеческими) должна стать ключевым полем российско-китайского сотрудничества. Вынесенная в заголовок строка из поэмы Александра Твардовского «За далью — даль» так и позиционирует Сибирь. В самом широком понимании: не как СФО, от которого регулярно отрезают регион за регионом, а географически — от Урала до тихоокеанских территорий России. Соответственно, главным научно-инновационным и транспортно-логистическим хабом трансграничных взаимодействий (не только с Китаем, но также с Монголией и странами Центральной Азии) становится Новосибирск.
Если обобщить, то в современных условиях ориентации России на достижение технологического суверенитета целесообразно использовать китайский «попутный ветер» научно-технологической модернизации для «взлета» отечественных исследований и разработок. Сегодня китайский бизнес очень прагматичен и с осторожностью воспринимает призывы к деловому сотрудничеству с Россией, опасаясь вторичных санкций «коллективного Запада». Но научно-техническое взаимодействие России и КНР пока не является объектом санкционной политики недружественных стран (за исключением достаточно узких сфер микроэлектроники и разработок двойного назначения). Следовательно, есть смысл проработать особо важные направления инициирования совместных научно-инновационных проектов. Примером могут быть проекты, разрабатываемые Российско-китайским научно-исследовательским центром СО РАН по материалам и технологиям для охраны окружающей среды. Такие проекты способны использовать российские научные разработки для апробации новых технологий в лабораториях и на промышленных площадках России и Китая, затем тиражироваться в промышленное производство на передовых предприятиях КНР и после этого применяться в практике хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды в конкретных регионах и отраслях России. При этом важно обеспечить принцип взаимовыгодного научно-технического сотрудничества с учетом интересов как КНР, так и России, и непременное сохранение российских прав на интеллектуальную собственность.
По итогам работы на харбинском форуме подготовлен и опубликован аналитический отчет. Здесь же представляется уместным отобразить основные предложения, касающиеся непосредственно Российской академии наук и, прежде всего, ее Сибирского отделения. Для начала, опыт участия в прошедшем форуме показал необходимость более тщательного исследования деятельности, форм организации и финансирования китайских аналитических центров. Это опыт может быть полезен для институционализации и модернизации экспертной функции Российской Академии наук. В институтах РАН следует более активно изучать конкретные действия Коммунистической партии Китая и правительства КНР по превращению страны в одного из мировых технологических лидеров. Аналитические центры Китая, специализирующиеся в основном на политических, экономических, международных, социальных вопросах и проблемах, лишь отчасти обладают такой информацией. Поэтому целесообразно усиление сотрудничества институтов РАН и СО РАН по этим вопросам со специализированными институтами и научными центрами Академии наук КНР и Китайской Академии инженерных наук.
Есть смысл проработать вопрос об объединении потенциала Новосибирского государственного университета и его подразделений (гуманитарного института и его кафедры востоковедения, экономического и других факультетов, центра Конфуция, российско-китайского института) и ГПНТБ СО РАН с целью создания межведомственного центра информации и знаний по современному Китаю. Особое внимание следует обратить на преодоление языкового барьера и демпфирование разных культурных кодов двух стран. Российско-китайский институт НГУ и «китайско-ориентированные» центры других сибирских университетов нужно нацеливать не только на обучение китайских студентов и аспирантов, но и на подготовку и переподготовку российской молодежи в ведущих университетах Китая. Необходимо изыскать источники финансирования для перевода наиболее интересных китайских аналитических материалов на русский язык с целью их распространения в органах власти, в академических институтах и университетах.
И наконец, Сибирскому отделению РАН во взаимодействии с аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в СФО и ассоциацией «Сибирское соглашение» стоило бы обсудить вопрос о представлении на следующих международных форумах и ярмарках в Китае единой экспозиции «Сибирь будущего», раскрывающей потенциал экономического и научно-технического сотрудничества нашего макрорегиона с Поднебесной. Вместо пестроты разномастных региональных стендов представить слитную картину потенциала Большой Сибири — в первую очередь, научного, образовательного и технологического.
Подготовил Андрей Соболевский
Фото предоставлено спикерами