Ученые Института земной коры СО РАН (Иркутск) и Лимнологического института СО РАН (Иркутск) обнаружили новые грязевые вулканы в акватории озера Байкал. Исследователи предполагают, что они появились из-за активности Северобайкальского разлома, расположенного вдоль северо-западного побережья озера. Полученные данные создадут основу для интерпретации новой информации о строении рельефа и происходящих процессах на дне Байкала, который всё еще недостаточно изучен.
Фрагменты грязевых вулканов и сопутствующих разрывных деформаций в пористых глинах в Горячинской губе в зоне динамического влияния Северобайкальского разлома
«Это удивительно, что мы нашли грязевые вулканы на незначительной глубине — 130 метров, — ведь у берега не должно быть сильно большой мощности осадочных отложений. Уже хорошо изученные грязевые вулканы формируются намного глубже, там, где высокие давления и температуры», — рассказала научный сотрудник ИЗК СО РАН доктор геолого-минералогических наук Оксана Викторовна Лунина.
Ученые проводили исследование с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА). Это роботы, оснащенные камерой для видео- и фотосъемки, а также системой подводной гидроакустической навигации. Она принимает акустический сигнал с географическими координатами от датчиков, расположенных на четырех буях, образующих навигационную сеть. Это позволяет определять местоположение прибора под водой, записывать трек движения ТНПА.
«Меня в эту экспедицию пригласили биологи Лимнологического института СО РАН. У них в прошлом году появился ТНПА, с помощью которого ученые нашли на дне Байкала трещину. Они обратились ко мне за помощью в исследовании. Я предложила посмотреть еще несколько мест под водой, напротив Северобайкальского разлома. Там мы и обнаружили грязевые вулканы, хотя ожидали увидеть лишь трещины. Обычно дно Байкала у берега сложено валунно-галечным материалом, глубже — илистыми отложениями. Здесь же были вскрыты пористые глины, отличающиеся от привычного дна», — отметила Оксана Лунина.
Следы грязевого вулканизма были обнаружены на двух участках Северобайкальской впадины. Первый расположен между мысами Малая и Большая Косы. Недействующие грязевые вулканы, разрывающие и приподнимающие толщи осадков, были выявлены на глубинах от 120 до 160 метров. Верхние слои представлены окисленными коричневыми глинами. Сверху вулканы покрыты мелкодисперсными осадками, включающими копеподный детрит, частички слюды и минералов зеленого цвета. На поверхности осадков ученые отметили беспозвоночных животных: амфипод, брюхоногих моллюсков и плоских червей — планарий. На нижней поверхности внутри центральных отверстий — кратеров — прятались коттоидные рыбы. Местами на отдельных обломках обитали губки.
Второй участок с обширными проявлениями грязевого вулканизма обнаружили в Горячинской бухте. Здесь дно оказалось залито грязевой массой, была нарушена поверхность глины, что говорит о недавнем извержении газонасыщенного флюида и грязи.
ТНПА
По словам ученой, грязевой вулкан представляет собой возвышение конусообразной формы с кратером или углубление в земной поверхности (сальза), из которого извергаются грязевые массы и газы. Разлом — это проводящая зона, возможно, на глубине есть малоамплитудные подвижки, которые запускают процесс выхода воды, грязи и других веществ на поверхность.
Для образования грязевого вулкана нужно несколько факторов: материал для грязи (толщи глинистых пород), вода, высокие температура и давление, источники углеводородов (горючих газов) и тектонический разрыв в породах, ведущий к поверхности.
Исследовательница отметила, что изучать грязевые вулканы важно, так как они помогают получать материал из больших глубин, до которых просто так не добраться. Корни некоторых грязевых вулканов могут достигать более трех километров. Кроме того, эти вулканы — спутники проявлений газа и нефти.
«Грязевые вулканы нужно изучать. Они маркируют трещины, которые идут параллельно Северобайкальскому разлому. Это свидетельство того, что разлом — активный, что он живет. В Северобайкальской впадине, которая ограничивается этим разломом, в прошлом были сильные землетрясения, судя по сейсмогенным разрывам вдоль побережья Байкала», — отметила Оксана Лунина.
Исследовательница планирует и дальше заниматься изучением грязевых вулканов в связи с разломной тектоникой. «Я бы хотела собрать команду, чтобы продолжить исследование. Для этого мне нужна помощь Лимнологического института, у них есть специальное оборудование для бурения с целью отбора проб. Особый интерес представляют биологические исследования живых организмов. Биологам важно выяснить особенности развития жизни в разных условиях — вне грязевых вулканов и там, где их проявления отмечаются», — сказала Оксана Лунина.
Полина Щербакова
Фото предоставлены исследовательницей