Этнографы из Института археологии и этнографии СО РАН традиционно подвели итоги полевого сезона 2021 года. В этом году ученые расширили список найденных предметов, относящихся к культу почитания небесного всадника Мир-сусне-хума, собрали большое количество фигурок духов-покровителей семей, получили первые за более чем сто лет предметы традиционной мансийской вышивки, а также орнаментированные застежки богослужебных книг старообрядцев Новосибирска.
«В прошедший полевой сезон мы провели работы на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, где, можно сказать, уже традиционно занимаемся религиозной обрядовой практикой. Одна из главных задач — сбор материала, который сможет пополнить музейные фонды. В этом году мы привезли новые экспонаты не только для нашего музея, но также большой объем материала передали в Государственный окружной музей природы и человека, расположенный в городе Ханты-Мансийске», — отмечает ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Аркадий Викторович Бауло.
По слова ученого, полученные исследователями материалы можно разделить на несколько комплексов. Прежде всего, находки, связанные с почитанием небесного всадника — Мир-сусне-хума, одного из наиболее популярных божеств, покровителя семьи. Поскольку почитание его повсеместно для хантов и манси, самым популярным атрибутом данного культа является изготовление жертвенных покрывал и элементов богатырского одеянья. В ушедшем полевом сезоне этнографы обнаружили несколько жертвенных покрывал середины XX века, однако наиболее интересной находкой среди элементов почитания Мир-сусне-хума является богатырский шлем. «Богатырским его можно назвать исходя из размеров, при этом данный атрибут не надевали на голову, а клали на спину коня при жертвоприношении. На шлеме имеется изображение Мир-сусне-хума в двух ипостасях: в антропоморфной — в виде небесного всадника, а также в орнитоморфной — в виде гуся. Кроме того, на предмете изображено солнце, поскольку, по легендам, Мир-сусне-хум круглосуточно облетает Землю, и его конь поднимается до Луны и Солнца (некоторые исследователи связывают культ Мир-сусне-хума с культом Солнца). Шлем изготовлен в 1920-х годах, у него есть внутренний дополнительный карман, куда клали дополнительные жертвенные деньги (здесь были обнаружены монеты 1920-х годов)», — добавляет Аркадий Бауло.
Богатырский шлем
В 2021 году, кроме предметов, относящихся к культу Мир-сусне-хума, ученые собрали также большой материал по духам-покровителям, которые были у каждой семьи. Некоторые фигуры домашних божеств создавались из платков, одетых друг на друга и перевязанных пояском, чтобы получилась голова и антропоморфное подобие туловища, другие сделаны из дерева, например деревянная антропоморфная фигурка, которую одевали в несколько одежд. Внутри находятся монеты, по ним в том числе можно датировать предмет (есть находка конца XVIII — начала XIX века, есть — середины XIX века, также найдены и более поздние фигурки — середины XX века).
Духи-покровители
«Совершенно уникальная находка этого года — платок из, вероятно, крапивных тканей — представляет собой образец мансийской вышивки, традиция которой исчезла в конце XIX — начале XX века. Последние образцы подобных платков попали в музеи еще до октябрьской революции, после чего ни в один музей России такие изделия не поступали. Их практически невозможно найти, они не сохранились. Уникальность именно в том, что за последние сто лет это единственный предмет из традиционной вышивки, который попал в поле зрения исследователей и окажется в музейном фонде», — комментирует Аркадий Бауло.
«Кроме самого платка, мы также обнаружили еще один фрагмент лоскута, в который зашито антропоморфное основание. Он отлично сохранился, хорошо различимы красные и синие краски, рисунок. По нашему мнению, основание вышивки сделано из конопляной или крапивной нити, материал точно растительного происхождения, но однозначно не лён. Вышивка сделана шерстяными нитками. Перед нами стоит задача не только раскрыть семантику вещей, но и постараться точнее определить основу ткани и красителей, потому что в наши руки попал образец изделия, в котором применяются естественные красители, используемые в мансийском ткачестве», — добавляет старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН кандидат исторических наук Ирина Владимировна Сальникова.
Ткани
Все находки, полученные этнографами, — из комплексов домашних святилищ. В каждом мансийском или хантыйском доме есть набор атрибутов, обычно хранящихся в сундуках. При этом в зависимости от различных обстоятельств уровень сохранности предметов может различаться. «В нашей коллекции много предметов, полученных от одной хантыйской семьи, с которой мы поддерживаем контакты еще с 1999 года. Кроме того, мы знаем, где в деревнях находятся разрушенные дома или амбары, иногда на уровне земляного покрова. В данном случае это такой же источник исследовательского материала. Стоит отметить, что далеко не все предметы находятся в удовлетворительном состоянии, но для нас они всё равно служат редкой возможностью реконструировать вещи XVIII—XIX века. Как я уже говорил, традиции изготовления некоторых предметов уже исчезли, поэтому даже незначительные изделия являются огромной ценностью. Уже через полвека вряд ли исследователи смогут найти даже плохо сохранившиеся вещи тех времен», — отмечает Аркадий Бауло.
Уникальную часть коллекции составляет собрание орнаментированных застежек богослужебных книг из меди и бронзы. На протяжении веков эти застежки передавались из поколения в поколения и хранились в старообрядческих семьях.
К книгам в старообрядческой среде всегда относились с большим уважением. Бережного отношения требовали не только страницы, но и обложки, представляющие собой деревянные дощечки, обтянутые кожей. Для их сохранности использовались «жучки» — металлические скобки, которые защищали книгу от потертостей.
Книжные застежки
Богослужебные книги нельзя держать открытыми, поэтому после каждого прочтения во время службы книга защелкивалась на специальные застежки, чтобы не осквернить Писание. «Современные старообрядцы уже не могут рассказать о том, что означают изображения на застежках, хотя и относятся к ним как к ценным, почти сакральным вещам, — говорит заведующая отделом этнографии ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Елена Фёдоровна Фурсова. — Однако известно, что старообрядцы являются исконными носителями восточного православия, соответственно, они сохранили многие художественные традиции Византии. Из сохранившихся произведений ранних христианских писателей первых веков нашей эры мы знаем, что изначально разрешалось использовать всего четыре основных символических образа: рыбу, лиру, якорь и голубя. Изображения на найденных застежках как раз возможно соотнести с образом рыбы. Однако это, конечно, лишь первичная интерпретация».
Кроме того, в книгах, с которыми информанты разрешили ознакомиться исследователям, были обнаружены тканевые закладки. Даже маленькие кусочки ткани никогда не выбрасывались и рано или поздно использовались в быту. Это еще один редкий источник для изучения старообрядческих традиций. Например, на одной из закладок вышиты «черты и резы» — дохристианская письменность славянских народов, расшифровкой которой предстоит заняться этнографам.
«Наука в Сибири»
Фото Глеба Сегеды