Он назвал четыре направления, в которых необходимо двигаться России, обозначенные в послании президента РФ к Федеральному собранию в марте: повышение качества жизни, интенсивное научно-технологическое и гармоничное пространственное развитие, обеспечение обороны и безопасности. По мнению Александра Михайловича, непосредственно качество жизни позволяет концентрировать на территории любого государства самый важный ресурс — человеческий капитал. Именно повышению качества жизни служат большинство национальных проектов. А. Сергеев отметил, что гармоничное пространственное развитие необходимо, чтобы остановить отток кадров и опустошение территорий, которые не входят в крупные агломерации, а обеспечение обороноспособности служит гарантом положения России в условиях сегодняшней геополитической ситуации. Однако самым важным, без чего невозможна реализация трех вышеперечисленных направлений, президент РАН выделил научно-технологическое развитие.
«Рост, который демонстрируют другие страны, связан с внедрением научно-технического прогресса. Мы сможем быть успешны, если организуем работу нашего научно-технологического комплекса, — подчеркнул А. Сергеев. — В настоящий момент его эффективность недостаточна, нарушен целостный механизм функционирования, который, например, в СССР обеспечивался государством. Сейчас разные части этой цепочки (наука — технология — конечный продукт. — Прим. ред.) поддерживаются разными ведомствами, интересы которых не совпадают и противоположны».
Александр Сергеев
Свидетельством низкой эффективности функционирования системы академик назвал диспропорции государственных инвестиций в науку в сравнении с другими странами. В России 70 % средств выделяется из бюджета, тогда как в наукоориентированных государствах эти 70 % приходят из бизнеса. Для того, чтобы стимулировать бизнес вкладывать средства, по мнению А. Сергеева, необходимы преференции и льготы, в качестве примера которых он привел закон о технологических долинах. С другой стороны, ученый считает, что необходимо сразу нацеливать фундаментальные результаты исследований на технологическую реализацию. А. Сергеев отметил, что система государственных заданий, основанная на учете научной работы в нормо-часах и ориентированная в первую очередь на публикационную активность, не стимулирует такую нацеленность.
«Очевидна нелепость нормирования труда ученых. В СССР у исследователей всегда был ненормированный рабочий день», — отметил академик Сергеев. Он напомнил о ситуации, которая сложилась с выполнением указа президента РФ о повышении зарплат исследователей на 200 %. В ходе этого процесса организации, расположенные в Москве, получили существенную прибавку для выплат, тогда как в регионы дополнительных средств направлено не было. Из-за этого, как озвучил А. Сергеев, производительность труда исследователей в Новосибирске, согласно нормо-часам и направляемым бюджетным средствам, оказалась в два раза выше, чем в Москве. Президент РАН обратился к Общему собранию с призывом направить руководству страны предложение ликвидировать диспропорцию в оплате труда ученых в столице и регионах.
А. Сергеев привел данные о том, что публикационная активность российских исследователей выросла, однако акцентировал: «Среди 80 тысяч статей российских авторов, проиндексированных в базе Web of Science в 2018 году, только чуть больше половины вошло в так называемый квартильный список (Q1—Q4), остальные опубликованы в журналах и сборниках с подпороговым квартильным уровнем». Почти две трети российских публикаций, согласно данным, которые привел академик Сергеев, могут быть отнесены к некачественным. За 2013—2018 гг. Россией в журналах первого квартиля опубликовано 27 % статей, для сравнения: в США — 60 %, Германии — 56 %, Китае — 43 %. При этом только три российских журнала входят в первый квартиль и семь — во второй. «Российская научная периодика практически исчезла из перечня значимых научных журналов. Наши ученые теперь и не стремятся к публикации в российских изданиях», — сказал А. Сергеев. Он отметил, что необходимо пересмотреть критерии оценки значимости фундаментной науки с учетом реального качества и востребованности, вернуться к экспертной оценке деятельности институтов, учитывая, что и другие страны постепенно отказываются от наукометрических показателей. Президент РАН призвал участников Общего собрания выступить с предложениями и в этом направлении.
Также академик Сергеев подчеркнул необходимость восстановления единства в системе управления научно-технологическим комплексом. «Более 60 государственных распорядителей бюджетных средств, почти все министерства и ведомства имеют средства на гражданские исследования — фактически в районе 400 млрд рублей на этот год, но средства тратятся нескоординированно. Такая же ситуация с нацпроектами», — сказал он. По мнению ученого, именно отсутствие координации может помешать России войти в число государств - научно-технологических лидеров и уже сейчас мешает развитию науки и технологий. Также в связи с расширением зоны технологий двойного назначения на государственном уровне должно быть обеспечено надведомственное управление всем научно-технологическим комплексом страны. «Такой подход требует создания единого координирующего органа или курирующего вице-президента, как было в СССР», — сказал академик Сергеев.
Александр Сергеев
Говоря о ресурсном обеспечении, А. Сергеев отметил, что по показателю объема выделяемых средств к внутреннему валовому продукту (ВВП) РФ, с 2015 года уровень держится на 1,15 % от ВВП, причем большая часть средств дается из бюджета. В Стратегии научно-технологического развития России заявлено поэтапное повышение этого показателя до 2 % к 2035 году. Если посмотреть обеспеченность средствами на одного исследователя, то получается около 102 тысяч долларов в год, однако, как обозначил А. Сергеев, эти цифры приводятся по паритету покупательной способности, что верно, например, для заработной платы, но не действует в ситуации с закупкой оборудования. Академик отметил, что эту величину нужно поделить на 2,5, чтобы увидеть реальную ситуацию.
При этом финансирование фундаментальных исследований осуществляется в объеме 0,15 % от ВВП. «Конечно, то, что мы сегодня предложим, потребует больше средств, которые мы можем получить только у государства, — сказал Александр Михайлович, — поэтому вопрос об увеличении средств на фундаментальные исследования стоит сейчас очень остро». При этом предусматриваемое увеличение средств до 0,18 % от ВВП, по его мнению, недостаточно; для того, чтобы ликвидировать технологическое отставание, необходимо увеличить объем финансирования в два раза в ближайшие годы. В качестве возможных путей А. Сергеев назвал перераспределение средств на фундаментальную науку в случае финансирования поисковых работ за счет внебюджетных средств. Полномочия научно-методического руководства РАН позволяют провести анализ эффективности расходования денег, выделяемых НИИ и вузам, и перенаправить неэффективно расходуемые средства на фундаментальные исследования.
Президент РАН подчеркнул необходимость обеспечения ученых новейшим оборудованием. «Владение уникальным научным инструментом — залог мирового лидерства, — сказал он. — Именно материально-техническая база института определяет уровень проводимых исследований». А. Сергеев отметил, что в последнее время затраты на это росли в вузах и отраслевых институтах, в то время как в научно-исследовательских организациях объем финансирования на эти нужды упал на 10 %. Из-за экономической ситуации возросла цена зарубежного оборудования, не обеспечиваются расходы на сервисные работы, а также, в связи с санкциями, закупка некоторых приборов стала невозможна. В национальном проекте «Наука» предусмотрено обновление приборной базы более чем на 50 %, и РАН должна принять участие в экспертизе заявок на это оборудование.
Поднимая кадровый вопрос, президент РАН отметил, что Россия занимает 4—5 место в мире по числу исследователей на 10 000 человек (чуть более 50 исследователей на 10 000 человек), для сравнения: Япония — 100, Корея — 138, Израиль — 174. Особо он выделил дефицит специалистов в возрасте 50—60 лет, что создает проблему качества директорского корпуса в институтах. Сейчас по достижении возраста в 65 лет ученый перестает возглавлять НИИ, однако сильные молодые исследователи не стремятся к административной работе, в результате руководителями организаций становятся люди, которые имеют невысокий научный потенциал и не пользуются уважением коллектива. «Я хочу попросить поддержки от Общего собрания в обращении в правительство РФ с просьбой сохранить полномочия “сильным” директорам институтов до 70 лет при отсутствии адекватной замены», — сказал А. Сергеев. Он снова обозначил необходимость поддержки молодых исследователей и создания системы привлечения молодежи в науку: в частности, формирование системы опорных школ РАН, организацию целевых стипендий для студентов 2—4 курса вузов, возвращение научной аспирантуры, строительство ведомственного жилья для молодежи.
Также президент РАН отметил, что в рамках полномочий, которые РАН получила по новому закону, — прогнозирование основных направлений научного, научно-технического и социально-экономического развития страны — необходима разработка новых подходов к этим вопросам. «Стратегическое планирование и прогнозирование — это наукоемкая, мультидисциплинарная тема, основывающаяся в современном мире на огромных базах данных, алгоритмах, компьютерном моделировании, поведении сложных, связных, нелинейных систем с большим числом степеней свободы», — прокомментировал А. Сергеев. Он рассказал, что было внесено предложение создать специальное подразделение в РАН — Центр научного обеспечения стратегического прогнозирования и планирования — это предложение сейчас находится на рассмотрении в правительстве РФ. В дополнение к этому в РАН создается Межведомственный научно-координационный совет по проблемам стратегического прогнозирования. Кроме того, необходимо формирование новой современной структуры для хранения и обработки данных, которая должна в перспективе повысить эффективность организации работы экспертов. «Экспертная работа — основная деятельность РАН в соответствии с ее уставом. Наши экспертные работы — основной инструмент научно-методического руководства всеми научными учреждениями страны», — подчеркнул А. Сергеев.
«Наука в Сибири»
Фото Юлии Поздняковой