«Когда вы последний раз сдавали кровь для анализа?» — спросил нашего корреспондента руководитель лаборатории цитометрии и биокинетики Института химической кинетики и горения им. В.В. Воеводского СО РАН доктор физико-математических наук Валерий Павлович Мальцев. «Не помню…Года три назад….». Такой ответ его не удивил и вызвал сочувствие. Равно как и общая ситуация с российскими диагностическими службами. Учёный уверен: несмотря на кризисные явления, наступает удобный момент, чтобы поставить её с головы на ноги.
Определённый уровень медицинской диагностики должен стать в одинаковой степени доступен населению всей страны. Сегодня простой анализ делается на районном уровне, более сложный — на областном, а трудные диагностические задачи решаются в специализированных центрах. Ясно, что в такой ситуации новосибирец, к примеру, находится в более привилегированном положении, чем житель Кыштовки. Профессор Валерий Мальцев предлагает поставить на поток новую диагностическую технологию — по анализу крови, основанному на данных сканирующей проточной цитометрии. «Наука в Сибири» уже сообщала об этом методе. Он основан на сравнительно высокой диагностической информативности клеток крови и инструментальных возможностях цитометрической аппаратуры «вытащить» из одного анализа максимум данных о состоянии организма. «Наиболее эффективный путь получения первичной информации о состоянии пациента заключается в измерении статических и динамических характеристик восьми типов клеток крови (эритроциты, тромбоциты, 5 типов лейкоцитов и микрочастицы крови), — считает Валерий Мальцев, — фактически это углубленный гематологический анализ, который легко расширить добавлением иммунологического и биохимического с использованием одной инструментальной платформы».
Но получение такого объема информации о характеристиках клеток сильно зависит от свежести образца, измерения должны проводиться сразу же при заборе крови у пациента. Именно это обстоятельство подтолкнуло Валерия Мальцева к идее создания системы клинической диагностики населения ЦКД-МИК. МИК — это мобильный инструментальный комплекс, базирующийся на городском или внедорожном автомобиле, для труднодоступных районов предусмотрены гидро- и аэромобильный варианты. Инструментальные комплексы обслуживаются только инженерами и передают данные измерений в центр клинической диагностики (ЦКД) по широкополосной линии связи. «В такой организации диагностики прослеживается аналогия с работой нефтегазовых сервисных компаний, — комментирует Валерий Мальцев, — На скважине работают один-два инженера по контролю аппаратуры, которая снимает данные по бурению. Они передаются в режиме реального времени в корпоративные data-центры, где решаются достаточно сложные вычислительные задачи по локализации бура в скважине и характеризации его прохождения в породах».
Опорным звеном новой системы диагностики Валерий Мальцев видит сеть региональных ЦКД на базе крупных клинических центров: «В Новосибирской области, например, они могли бы располагаться в областной больнице и клинике Мешалкина». В региональный ЦКД поступает вся информация с мобильных инструментальных комплексов. Она анализируется специалистами ЦКД и предоставляется в клиническое отделение для принятия заключения о состоянии пациента. «В случае с анализом клеток с использованием сканирующей проточной цитометрии, — заметил В. Мальцев, — специалистам ЦКД придется решать сложные математические задачи с использованием суперкомпьютеров. Именно решение этих задач обеспечивает углубленный анализ клеток крови, а алгоритмы решения формируют know-how технологии». И обратная связь: врачебный вердикт передается в МИК с рекомендациями по лечению или профилактике.
Если ЦКД — это высокотехнологичный комплекс, где работают программисты, инженеры, клиницисты и диагносты высшей квалификации, то МИК в чем-то подобен бригаде неотложки. Для забора анализа и передачи данных в ЦКД достаточно двух специалистов: инженера-электронщика и врача-лаборанта, оба с водительскими удостоверениями нужной категории. Валерий Мальцев считает, что сеть МИКов (или значительную её часть) можно отдать на аутсорсинг малому частному бизнесу: экипаж может быть, в принципе, и семейным.
Впрочем, это уже частности. На пути реализации проекта МИК-ЦКД есть множество более серьёзных проблем. Прежде всего, разработанный в ИХКГ СО РАН приборный комплекс требует промышленного масштабирования и, соответственно, заинтересованных в этом производителей. Заинтересованных чем? Естественно, контрактами, в которых заказчиком, скорее всего, должно выступить государство или его агенты. Экипажи МИКов должны где-то обучать, равно как и формировать компетенции их коллег из ЦКД. Здесь есть уже определенный задел. Сформированы две программы подготовки студентов по требуемой специальности: на кафедре биомедицинской физики физфака НГУ, возглавляемой Валерием Павловичем, и курс подготовки «биофизиков» из студентов медицинского университета, где научная команда Мальцева читает лекции и ведет практические занятия.
Проблема расходных материалов, по мнению В.П. Мальцева, решается созданием логистических центров по сервисному обслуживанию МИКов. «При выборе сканирующей проточной цитометрии в качестве базовой технологии, — акцентировал учёный, — большинство расходных материалов анализатора могут быть произведены силами существующих в России биотехнологических компаний (Вектор-Бест и другие). При этом некоторые анализы клеток с использованием сканирующей проточной цитометрии выполняются вообще без расходных материалов или с использованием самых простых реагентов. То же самое относится к программному и методическому обеспечению технологии».
Как в начале разговора были перечислены далеко не все преимущества СПЦ-метода, так и теперь упоминаются не все проблемы его внедрения. Но есть проблема проблем. Речь идёт исключительно о национальном проекте. Запускать систему МИК-ЦКД, например, только в Кузбассе видится и бессмысленным, и несправедливым, и, главное, неподъёмным для регионального бюджета. Себестоимость одного анализа приблизительно оценена в 300 рублей, производительность одного МИКа — 24 анализа в день и 7 000 в год. По примерным расчётам Валерия Мальцева на один «средний регион» требуется около 200 МИКов и 1-2 ЦКД, хотя усреднение Крыма с Якутией — чисто статистический допуск: в малонаселенной северной республике достаточно будет одного центра клинической диагностики, зато изрядную часть мобильных комплексов придётся разместить на воздушных и водных судах, да и себестоимость одного анализа будет выше… Всего же для 85 российских регионов потребуется порядка 20 000 МИКов в разной комплектации и 150-200 ЦКД. Посчитана вчерне и общая цена вопроса: 5 миллиардов рублей на запуск программы (приборная и логистическая база, приобретение и оборудование транспорта, суперкомпьютерные мощности, коммуникации, обучение специалистов и т.д. и т.п.).
Для реализации проекта «МИК-ЦКД» Валерий Павлович Мальцев намерен собрать профессиональную команду, состоящую из специалистов по практической медицине, организации здравоохранения, приборостроению и IT, из экспертов по работе с общественностью и властями.
Точнее, уже начал собирать.
Андрей Соболевский
Фото из личного архива В.П.Мальцева