Как создашь – так и «поедешь»

Директор Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН, главный учёный секретарь СО РАН академик Валерий Иванович Бухтияров избран на пост председателя Сибирского территориального Совета директоров при ФАНО России. Мы попросили его прокомментировать цели и задачи нового органа, а также то, как будет выстраиваться взаимодействие Совета с Сибирским отделением РАН.

 
Валерий Бухтияров
 

Согласно положению, Совет директоров при Федеральном агентстве научных организаций — это постоянно действующий консультативно-совещательный орган, созданный с целью содействия реализации функций Агентства по координации научных организаций, а также по обобщению и распространению положительного опыта в сфере управления. В состав Совета директоров при ФАНО России входят все директора или исполняющие обязанности руководителей подведомственных организаций.Сибирский территориальный Совет директоров при ФАНО был создан в ноябре 2016 года, и в него вошли первые лица всех подведомственных Агентству организаций, расположенных в регионе ведения Сибирского ТУ ФАНО России.В конце марта состоялось голосование по кандидатуре Председателя Сибирского территориального Совета директоров, в котором приняла участие 121 научная организация из 167. Валерий Иванович Бухтияров уверенно победил: за его кандидатуру было отдано 94 голоса. Председатель избирается простым большинством голосов на два года.

 
 — Прежде чем ответить на вопрос о том, какой я вижу свою работу на посту Председателя Сибирского территориального Совета директоров, хочу поделиться своим опытом по созданию Межведомственного совета по комплексному плану научных исследований «Ресурсо- и энергоэффективные катализаторы и процессы». Когда я начал созваниваться с представителями министерств, госкорпораций с просьбой о вхождении в состав МВС, у очень многих первыми вопросами были: «Что это такое? Как это будет функционировать? Есть ли какие-то шаблоны, документы?» На что я отвечал, что шаблонов нет, как мы создадим, так и будет. То же самое, мне кажется, относится к Совету директоров. На мой взгляд, в настоящий момент есть какие-то мысли по поводу того, как он должен работать и чем помогать российской науке и, прежде всего, академическим организациям РАН, подведомственным ФАНО, но полного понимания пока нет. Оно должно появиться позднее, уже во время работы. Разумеется, Совет не должен подменять собой РАН. 
 
Директор научного института — это, с одной стороны, учёный, и здесь работает система, которая работала на производствах Советского Союза, когда, чтобы стать директором завода, нужно было пройти всю цепочку от мастера (начальника) участка (цеха). Нельзя сделать директором человека, который всё понимает про финансовые потоки, но ничего не знает про науку. Но, с другой стороны, директор — это уже управленец. Ему необходимо обеспечить выполнение определённых задач, под его управлением находится большое количество сотрудников. В этом смысле обмен практикой управления на уровне директоров, мне кажется, — это одна из первых задач, которую надо решить в рамках Совета директоров. Это должна быть площадка для информационного обмена. К нам присоединились РАМН и РАСХН, которые развивались своим путем, у них были свои традиции, и я считаю необходимым познакомить их и с нашим опытом и нашими традициями. Еще раз повторю, что за Российской академией наук новым законом закреплена функция научно-методического руководства научными организациями, и я считаю, что Совет директоров не должен пытаться исполнять эту функцию.
 
Я согласился занять пост председателя Сибирского территориального Совета директоров именно потому, что момент постановки работы очень важен, как создашь — так и «поедешь», а тот опыт, который у меня есть как у директора или замдиректора (кем я был долгие годы) одного из крупнейших институтов СО РАН, главного учёного секретаря Сибирского отделения, думаю, может помочь в организации работы нового органа.
 
Подготовила Диана Хомякова
 
Фото Юлии Поздняковой