Коротко о главном

Сайнс слэм — соревнование специалистов-ученых, способных за десять минут ярко и интересно рассказать о своем исследовании, — один из самых увлекательных форматов научно-популярных мероприятий. Мы поговорили с генеральным директором Ассоциации «Science Slam Россия» Екатериной Александровной Зибровой о том, как она видит дальнейшее развитие проекта, кого считает настоящим ученым и можно ли на слэме заработать.

 
Екатерина Зиброва
   Екатерина Зиброва
 
— В чем уникальность и польза сайнс слэм?
 
— Сайнс слэм отличается от других научно-популярных мероприятий тем, что он максимально близок обществу. Благодаря этому проекту наука приходит туда, где ее не ждут: в бар, в клуб, на улицу. Здесь зрители за кружкой чая или бокалом пива могут за два часа узнать о четырех-шести новых научных исследованиях. И самое интересное, что о своих работах людям рассказывают их же земляки: те, с кем они, возможно, стоят в одной очереди в магазине. Таким образом, повышаются и ценность деятельности ученых в глазах окружающих, и мнение жителей о своем регионе. К сожалению, наука в России до сих пор остается достаточно закрытой сферой, в отличие от искусства и спорта, — у нас не так много проектов про «науку для всех».
 
Помимо влияния на общество, сайнс слэм имеет свой системный и локальный эффект и для самих ученых. Это соревнование заставляет исследователей стремиться рассказать о своих результатах людям. Кроме того, многие школьники и студенты после выступлений наших слэмеров всерьез задумываются о том, чтобы пойти в науку.
 

Городской сайнс слэм —  спич-батл ученых в баре или клубе, где каждому слэмеру на рассказ о своем научном исследовании дается десять минут. Победителя выбирают аплодисментами, вручая переходящий символический приз — боксерские перчатки.

 
— Какие планы у Ассоциации в 2020 году? 
 
— Одна из главных задач Ассоциации Science Slam — расширять зону присутствия, чтобы в нашем составе было как можно больше городов. Мы очень рады, когда к нам обращаются новые регионы, но важно, чтобы инициатива исходила от команды на месте, потому что за каждым слэмом стоят люди, и тут важен вопрос мотивации и способностей организаторов: готовы ли они не просто один раз провести слэм, а действительно присоединиться к нашему сообществу.
 
В прошлом году Ассоциация выиграла президентский грант на организацию слэмов в новых городах и давала объявление. Шесть городов откликнулись. Там мы собрали и обучили команды организаторов и будущих слэмеров, и теперь их задача — реализовывать проект на месте самостоятельно. Мы надеемся, что это получится, и новые участники тоже вольются в нашу Ассоциацию.
 
Еще одна задача — развитие сообщества слэмеров: объединение ученых, которые уже принимали участие в проекте, чтобы они чувствовали себя частью команды. Нам хотелось бы общения между участниками из разных городов. В прошлом году удалось организовать общероссийский слэм (в нем, кстати, победу одержал новосибирец — генеральный директор компании «Оптиплейн. Беспилотные системы», инженер-технолог Нанотехнологического центра «СИГМА.Новосибирск» Андрей Александрович Тимофеев), и российско-немецкий слэм, где нашу страну представлял участник из Хабаровска. Сайнс слэм помогает научным сотрудникам налаживать новые профессиональнее связи как с коллегами из других регионов, стран, так и с учеными из разных областей наук.
 
Также мы с каждым годом всё активнее привлекаем новых слэмеров. За 2019 год число ученых, принимавших участие в проекте, возросло в два раза, и сейчас с нами уже более 900 человек. Причем мы стараемся быть максимально открытыми, поэтому постепенно отошли от изначального определения: сайнс слэм — битва молодых ученых. Самому старшему научному сотруднику, который принимал участие в проекте, было 72 года. Еще нам важно привлекать ученых-женщин, потому что пока 65 % наших слэмеров — мужчины, а мы хотим, чтобы в проекте было гендерное разнообразие.
 
Помимо расширения территориальных границ и развития сообщества в целом, мы будем в этом году расширять зону присутствия в медиапространстве. Проект уже достиг определенной точки распространения, когда ученые и популяризаторы о нем знают, теперь наша задача выйти на более широкую аудиторию, чтобы название Science Slam было так же узнаваемо, как, например, TED. Несмотря на то, что формат научного слэма заимствован нами у Германии, Россия — первая страна, где сайнс слэм стал именно сообществом, а не отдельными мероприятиями.
 
— А что можете сказать про сибирский сайнс слэм? Какие планы у вас в нашем регионе?
 
— В первую очередь важно удержать те города, которые начали сотрудничать с Ассоциацией совсем недавно: Красноярск и Челябинск. Планы регионов зависят от самих команд, делающих здесь научные слэмы. Новосибирск и Томск — это одни из наиболее профессиональных команд в Ассоциации, организующие сайнс слэм с самого начала этого движения в России. Мы всегда говорим про самих себя, про Ассоциацию, что самое важное, что у нас есть, самый главный наш ресурс — это люди, их ценности, знания и опыт. Вот это всё Ассоциация дает для развития слэмов в регионах.
 
Вообще, у вас в Сибири высокий стандарт выступлений и тщательный отбор выступающих. Наверное, потому, что здесь большая концентрация ученых, и среди зрителей у слэмера может быть много коллег, что крайне ответственно.
 
— Любому ли ученому, на ваш взгляд, под силу приготовить хорошее выступление для сайнс слэм?
 
— Да, любому. Во-первых, мы готовим слэмеров: отрабатываем с ними навыки публичного выступления и технику подачи материала. Во-вторых, если человек увлечен своим делом, он всегда расскажет о нем интересно, поэтому у нас нет никаких ограничений для выступающих.
 
Часто, когда приглашали новых участников, нам отвечали: ой, я не ученый. Тогда я задалась вопросом: кто такой ученый? В русскоязычной «Википедии» прочитала, что ученый — человек, который сделал существенный вклад в науку… Я сама кандидат наук, и вот сижу и думаю: а сделала ли я такой вклад? В английской версии этой статьи нашла другое определение: ученый — человек, который изучает мир при помощи научного метода. Это наиболее подходящая формулировка! 
 
У нас есть еще сайнс слэм для школьников, где самому молодому участнику было восемь лет. Разве он сделал какой-то вклад? Но почему его нельзя назвать ученым? Можно, потому что он изучает мир при помощи научного метода. У нас же, в России, вообще сложно опубликоваться, если у тебя нет принадлежности к какой-либо организации. В мировой науке ты можешь быть независимым исследователем, достаточно того, что ты изучаешь мир при помощи научного метода, — критически подходишь к тому знанию, которое добываешь, — и тебя уже считают ученым.
 

Значение имени существительного «ученый»:Толковый словарь С. И. Ожегова: ученый — специалист в какой-нибудь области науки; Исаак Ньютон «Правила изучения естественной философии»: ученый — человек, изучающий мир при помощи научного метода; Новая философская энциклопедия: ученый — человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научной или научно-педагогической деятельностью.

 
— Расскажите про финансовую сторону вопроса: можно ли на сайнс слэм заработать?
 
— У каждого города свое видение сайнс слэм: кто-то реализует проект на коммерческой основе и берет плату за вход, кто-то от этого принципиально отказывается и организует событие только за счет средств партнеров. Единство в одном — мы все постоянно находимся в поиске партнеров, и всегда рады, когда к нам приходят компании из разных отраслей и сфер бизнеса. Важно понимать, что сайнс слэм — это независимый формат, и у него не может быть только одного постоянного заказчика, чтобы у организаторов и исследователей сохранялась возможность поднимать разнообразные актуальные и важные на их взгляд темы. В любом случае стоимость билета всегда доступна, не дороже похода в кино, и каждый может себе это позволить.
 
Партнеров у нас достаточно много, компаниям выгодно с нами сотрудничать: с одной стороны, заказывая слэм, они привлекают к себе внимание образованной, эрудированной аудитории, а с другой — так они ищут себе новых сотрудников и партнеров. Здорово, что крупный бизнес видит популяризацию науки в портфеле своих проектов. На сегодня у нас есть позитивный опыт работы с Фондом инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО), компаниями Mail.Ru, «Петер-сервис», «СИБУР Холдинг», ОАК и не только.
 
Сайнс слэм можно отнести к социальному предпринимательству, потому что здесь нет цели заработать, что само по себе нелегко не только из-за достаточно высокой себестоимости проекта: аренда помещения, оборудования, зарплата организаторов, тренеров, фотографов, видеографов, призы, но из-за специфического продукта, который мы условно продаем, — науки. Это достаточно нишевый продукт, не массовый. С одной стороны, мы развиваем общество, с другой — люди, покупая билет на сайнс слэм, подтверждают ценность научного знания. 
 
Екатерина Глухова, студентка Гуманитарного института НГУ
 
Фото предоставлено Екатериной Зибровой