Музеи должны быть площадкой самообразования

Во всем мире научные музеи отходят от традиционной концепции «руками не трогать» и стремятся к диалогу с посетителями: даже сложные процессы и законы, что так трудно даются в школе, легко объяснить с помощью игры, визуализации, опыта, в которых можно принять непосредственное участие. Эксперт фестиваля науки EUREKA!FEST-2015, один из создателей интерактивного научного музея «Ньютон Парк» и организатор образовательного фестиваля «Нулевое сентября» (Красноярск) Семен Лукин рассказал, в чем задача современного музея науки.

 
— Как бы вы сформулировали принципиальные отличия «Ньютон Парка» от других научных музеев?
 
— Вообще, главная миссия нашего проекта — показать всю красоту и внутреннюю гармонию окружающего мира посредством научных методов. С фактической точки зрения задача в том, чтобы сначала заинтересовать людей, прежде всего молодых и школьного возраста, наукой, исследовательской деятельностью, а затем давать дополнительное образование.
 
— Какие-то образовательные проекты уже осуществляются?
 
— Они есть в планах. У «Ньютон Парка» сейчас три главных направления: в первую очередь музей — это экспозиция, состоящая из интерактивных экспонатов, главная особенность которых в том, что их не только можно, но и нужно потрогать руками. Сейчас у нас в коллекции более 70 предметов, занимающих уже два этажа, и чтобы рассказать обо всех, понадобится часа два.
 

В Deutsches Museum (Мюнхен) экскурсанты участвуют в экспериментах в области генетики и генной инженерии, в финском центре «Эврика» — пытаются определить температуру звезд или прогуляться по поверхности Луны, а в Science museum (Лондон) — ощущают на себе изменения климата, буквально путешествуя во времени сквозь эпохи и географические зоны. В России многие проекты — например, «Парк Чудес Галилео» (Новосибирск), «Экспериментарий» (Иркутск) — также направлены на живое взаимодействие. Цель «Ньютон Парка», одного из самых молодых музеев такого рода, та же, что и у всех остальных: пробуждать любопытство, воспитывать у посетителя критическое мышление и одновременно удивлять.

Семен Лукин
 
Вторая часть «Ньютон Парка» — эксперимент-шоу — это яркие, интересные и запоминающиеся опыты, которые сопровождаются достаточно простым объяснением, понятным школьникам. Формул нет, есть только качественные оценки, поясняющие научные законы максимально несложным языком, что очень важно.
 
Третья составляющая музея — мастер-классы, где можно своими руками сделать какую-то научную игрушку или небольшой объект и забрать его с собой. Например, научиться создавать свет в пробирке с помощью светодиода, батарейки и какого-либо блестящего материала. Пока собирается этот прибор, ребятам рассказывают, во-первых, что такое свет: как он работает, каковы его скорость, свойства и особенности. Во-вторых, они узнают, что из себя представляет светодиод. Всё объясняется просто, доступно, понятно. Безусловно, явление свечения светодиода — довольно сложное, и с ним дети познакомятся еще нескоро. Но когда в будущем, в школе или университете они столкнутся с темой, с которой познакомились в «Ньютон Парке», то это не будет изучением «с чистого листа».
 
Вот, собственно, три составляющие нашего музея. Но сейчас проект активно развивается, и мы ищем новые пути.
 
— Вы сами проводите экскурсии, есть ли у вас любимый экспонат?
 
— Его я привез в Новосибирск, для фотовыставки LIGHT D’EFFECTS. Наверное, он самый любимый потому, что я сделал его своими руками. Вообще, при музее есть мастерская, где профессионалы изготавливают великолепные экспонаты, достаточно крепкие, чтобы их не смог сломать восьмиклассник, как бы он не старался — а обычно ребята стараются. Этот же поляризационный «прибор», который я сделал сам, нравится и мне, и детям, поскольку они могут его не только посмотреть, но и модифицировать или создать подобный самостоятельно.
 

Этот экспонат демонстрирует любопытное явление — оптическую активность обычного канцелярского скотча, — и представляет собой экран, испускающий поляризованный свет. Прозрачная клейкая лента поворачивает световую волну в плоскость поляризации. Причем, в зависимости от длины волны, разные цвета скотч преобразует неодинаково. Чтобы увидеть эту разницу, требуется второй фильтр — анализатор (поляризационная пленка, которую мы вынули из ЖК-монитора), и когда мы накладываем его, разница есть: скотч «обрезает» определенные цвета, и перед нами уже разноцветная картинка. Без поляризатора ничего не видно, добавляем его, и изображение становится невероятным.

Семен Лукин
— Каким вы представляете «Ньютон Парк» через пять лет?
 
— Мне он видится со мной (смеется). Я не могу сказать, как он будет выглядеть: два года назад мы и предположить не могли, что у нас в музее появится фестиваль «Нулевое сентября», всё довольно непредсказуемо. Чего хотелось бы? Быть может, какой-то более целостной структуры, чтобы человек сначала заинтересовался, понял некоторые принципиальные вещи, связанные c наукой — химией, физикой или математикой — и далее уже приходил в музей не один-два раза, а регулярно, чтобы получить новую информацию, и «Ньютон Парк» таким образом становился площадкой саморазвития. Конечно, заинтересовать, показать фокус-покус, это прикольно, но хотелось бы вести именно диалог с постоянными посетителями.
 
— В «Ньютон Парк» приходят не только маленькие экскурсанты, но и взрослые. Какова их реакция и насколько она отличается от детской?
 
— Взрослые в первую очередь испытывают сомнение. Я нередко наблюдаю такую реакцию: «Я взрослый, закончил вуз, что можете мне рассказать нового вы, вчерашний студент, вы вообще ничего не знаете». Но потом, когда во время экскурсии я задаю вопросы, оказывается: что-то забылось, не вспоминается, приходится многое рассказывать, и следующая реакция — это уже удивление, и под конец экскурсии — всё, люди полностью покорены, они начинают подходить к понравившимся экспонатам, читать аннотации… Через сомнение взрослый посетитель приходит к заинтересованности. А ребята открыты с самого начала, не зашорены. Интересная особенность: они сразу же начинают делиться полученным впечатлением друг с другом, обсуждать увиденное. Это очень забавно. Хотя дети все разные, больше всего им, конечно, нравится то, чем можно пошуметь, ударить, стукнуть, — всё, где требуется активная деятельность.
 
— Какая ваша любимая научная тема, о которой нравится рассказывать детям?
 
— В «Ньютон Парке» недавно открылся второй зал — площадка «Андерграунд», на которой расположено очень много оптических экспонатов. Естественно, детям больше всего нравится на что-то смотреть. Есть еще гео- и аудиозоны, но световые приборы наиболее доступны для восприятия, их устройство не требует пространных пояснений. Ребенок подходит и сразу всё понимает, его внимание приковано к предмету и он уже не отходит от него. Может быть, именно эта наглядность, простота и доступность мне и импонирует.
 
— Как вы считаете, в каком направлении в целом нужно развиваться научным музеям, чтобы не только сохранять свою аудиторию, но и увеличивать ее, обучать и образовывать?
 
— Я думаю, нужно давать посетителям комплексную информацию. Вести очень долгую беседу, не один раз организовать экскурсию, а показывать какое-то явление, обсуждать его на более глубоком уровне, один раз, два, а, может быть, и больше. То есть, что-то оставлять на потом, при этом заинтересовывать человека в получении второй порции. Именно планомерное, регулярное общение — ключевой момент.
 
Беседовала Елена Трухина
 
Фото автора