Научная молодежь о реформе РАН: все будет еще хуже!

На форуме молодых исследователей «Сотрудничество в области науки, технологии и инноваций», прошедшем 20 ноября в новосибирском Академгородке председатель Совета научной молодежи СО РАН кандидат химических наук Андрей Викторович Матвеев озвучил предварительные результаты социологического опроса, касающегося реформы РАН.

Андрей МатвеевВ нем приняли участие почти тысяча сотрудников Российской академии наук из 34 городов страны. Большая часть респондентов (58,1%) сошлась на том, что перемены были нужны, но проводить их следовало постепенно. Основную проблему науки и ее организации, как видится из опроса, представляет собой не низкий уровень зарплат и даже не сложности со средним возрастом ученых или же недостаточной эффективностью менеджмента. Практически все сотрудники разных отделений РАН видят главную трудность в отсутствии востребованности научных результатов в стране. Именно этот пункт уверенно лидирует. «До этого мы опрашивали людей по проблемам научной молодежи 2 раза — в 2004-м и 2009-м, и основными, набравшими большее количество голосов, ответами были жилье, зарплата и ставки. Сейчас выбор склоняется в сторону более «глобальных» вариантов. Кстати, в «рейтинге» поднялась выше и проблема с приборной базой. В прошлый раз она болталась где-то в середине, но сейчас видно: это начинает беспокоить. Очевидно, запас прочности оборудования заканчивается, и нужна модернизация», — отмечает Андрей Матвеев.

Как и следовало ожидать, отношение к реформе РАН у молодых ученых в основном негативное: пункты «отрицательное» и «скорее отрицательное» собрали выше 70% голосов, а уверенность в том, что будет еще хуже, выразило большинство опрошенных. «Один из главных выводов: наличие напряженности в людях, они беспокоятся, что будет дальше. Сейчас все немного успокоилось, но очевидно: процесс реформирования институтов не за горами», — комментирует Андрей Матвеев. По данным опроса покидать отечественную науку исследователи, с одной стороны, не собираются — 82% ответили: среди их знакомых нет никого, кто бы решил сменить род деятельности или уехать за рубеж, а 35% научной молодежи лично за себя на этот вопрос ответили отрицательно. С другой стороны, не исключают такой возможности 40,9%, а 2,7% ответили положительно. «Кажется — ну что такое, всего 2,7 %. Однако если посмотреть не в процентах, а в количестве человек, то мы практически потеряли около 25 специалистов. Если результат экстраполировать на всех молодых ученых, к примеру, СО РАН, то получится уже больше 100. И реформа еще, по сути, не началась!», — говорит Андрей Матвеев.

Необходимо также отметить, что, хоть в акциях протеста, митингах и флэшмобах принимали участие меньше половины опрошенных, подписывали различные обращения к руководству страны 78%.

«Меня лично кое-что в результатах удивило: выяснилось, что около 50% слышали о реформе незадолго до ее начала. Я, разумеется, отлично помню, что за несколько лет она обсуждалось, но не помню, чтобы это делалось, например, в апреле или мае нынешнего года. Да, академик Владимир Евгеньевич Фортов говорил о своих намерениях преобразования РАН, но слово «реформа» он не произносил», — отмечает Андрей Матвеев.

Результаты опроса уже представлены председателю Сибирского отделения академику Александру Леонидовичу Асееву. СНМ СО РАН планирует направить их и далее: как руководству РАН, так и в другие инстанции.

Екатерина Пустолякова

Фото: Ю.Позднякова