Обманчиво бесконечная и нетронутая, Сибирь веками и десятилетиями подвергалась нарастающей антропогенной нагрузке, особенно в эпоху индустриализации и интенсивной добычи природных ресурсов. Что же тогда говорить об остальной России? Неудивительно, что экология стала одной из ключевых тематик указа президента РФ от 7 мая 2018 года.
Чтобы эффективно решить поставленные в этом документе задачи, требуется кардинальная перестройка государственных и общественных институтов экологического профиля. В настоящее время вопросами окружающей среды занимается множество органов разной принадлежности и уровня: Министерство природных ресурсов и экологи РФ и его структуры, технологическая платформа «Технология экологического развития», Русское географическое общество, Общероссийское экологическое движение «Зеленая Россия», региональные организации и т.д. и т.п. Есть немало советов по экологии, которые либо решают сиюминутные и локальные задачи, либо просто неработоспособны. К примеру, Научно-технический совет при Минприроды РФ насчитывает свыше 150 человек. При такой численности он вряд ли пригоден к оперативной работе и формированию ответственных рекомендаций.
Ряд других экологических органов нацелены не на стратегические общероссийские приоритеты, а на то, что «здесь и рядом», с оглядкой на интересы конкретных заказчиков из власти и бизнеса. В результате мы наблюдаем такие тревожные явления, как дестабилизация экосистемы Байкала, загрязнение воздуха крупных городов и земной поверхности вокруг них, сокращение лесных угодий и биоразнообразия и, напротив, рост нарушенных территорий. При этом в стране отсутствует долговременная, научно обоснованная стратегия формирования технологий природосбережения и устойчивого экологического развития.
По-видимому, назрела необходимость создания единого федерального органа самого высокого уровня для стратегического планирования и координации деятельности различных структур в области защиты окружающей среды. Таким органом мог бы стать Совет при Президенте России по экологии — подобный существующему Совету по науке и образованию. Новый орган мог бы осуществлять следующие функции:
1. Анализ приоритетов в области экологии и государственной политики в этой сфере.
2. Решение задач формирования технологий экологического развития.
3. Рекомендации по законодательному обеспечению экологической деятельности всех уровней и видов.
4. Общественная экологическая деятельность (образование, просвещение, социальные проекты и т.п.).
Создание президентского Совета по экологии не отменяет необходимости коллегиального органа при Минприроды РФ. Однако функции и формат этого органа следует видоизменить, перенацелив прежде всего на решение поставленных вышестоящим Советом научно-технических задач. Совет при Минприроды должен состоять из представителей не только этого ведомства, но и Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук, университетов, региональной власти — общей численностью не более 25—30 человек, с привлечением (при необходимости) сторонних экспертов. При этом же министерстве следовало бы учредить Фонд технологий экологического развития: понятно, что средств государственного бюджета для реализации стратегий и программ может недоставать, и такой фонд стал бы площадкой для отработки механизмов частно-государственного партнерства.
Проблемы обеспечения благоприятной для жизни среды могут быть решены только в атмосфере сознательной общественной поддержки государственных и негосударственных инициатив. Нужно формировать понимание, с одной стороны, необходимости ограничений антропогенного воздействия на окружающую среду, с другой стороны — систематического совершенствования технологий: как использующих природные ресурсы, так и нацеленных на их сохранение и восстановление. Следовательно, требует развития просветительская деятельность в России, сегодня явно недостаточная. К примеру, данные опросов ВЦИОМ указывают, что около 70 % населения нашей страны не знают о существовании естественной радиации — при том, что в США уровень неосведомленности по этому вопросу находится в рамках 6—8 %. Поэтому мы считаем необходимым сосредоточиться на следующих направлениях:
• обучение основам экологического мышления через личное здоровье и здоровье детей. Издание серий научно-популярных книг и открытие интернет-изданий о методах борьбы с загрязнениями общественного и личного пространства для аудиторий разного возраста и уровня образования;
• организация федерального конкурса «Экологические лидеры России»;
• учреждение частно-государственной премии «Экология России» (с привлечением, как и для организации конкурса, крупнейших компаний с государственным участием);
• учреждение специальной премии «Молодежь за зеленую Россию» с номинациями:
— просветительская деятельность;
— научные основы нормирования антропогенного воздействия на окружающую среду;
— биоразнообразие;
— инженерные проблемы экологии.
Всё, предложенное нами выше, видится элементами единой общероссийской программы действий — комплексной и долговременной. Однако она должна базироваться на решении конкретных проблем регионального и макрорегионального уровней. Мы считаем, что начинать следует с мониторинга, аналитики и планирования на уровне федеральных округов. Как и во многих других ситуациях, пилотной площадкой может стать СФО. Здесь много экологических проблем, весьма разнообразных — по природе, остроте, масштабу. Но одна из них неслучайно выделена в майском указе 2018 года: из 12 упомянутых в нем городов с неблагоприятным состоянием атмосферы ровно половина приходится на Сибирь — в том числе региональные центры Красноярск и Омск. В одном из сибирских городов — Норильске — выбросы в атмосферу диоксида серы (SO2) достигают порядка 2 000 000 тонн в год, что составляет 1/3 всех загрязнений SO2 промышленностью России! Поэтому целесообразно формирование специальной научно-технологической программы «Экология городов Сибири».
Эта программа видится площадкой для отработки важных механизмов взаимодействия различных структур: как в плане частно-государственного партнерства, так и в создании и реализации комплексных во всех отношениях проектов. Точкой отсчета могло бы стать организационное совещание при полномочном представителе Президента РФ в СФО с участием представителей экологически неблагополучных регионов и муниципалитетов, РАН и Минприроды РФ, других заинтересованных структур. Затем — создание рабочей (во всех смыслах слова) группы для анализа состояния атмосферы самых загрязненных сибирских городов и применимости существующих и перспективных природоохранных технологий, дальше — формирование программы «Экология городов Сибири», ее экспертиза, согласование и запуск.
«Путь в тысячу ри начинается с первого шага» — говорят в Японии. Эта страна достигла впечатляющих результатов в сохранении окружающей среды и создании соответствующих технологий. Россия должна двигаться в этом направлении более энергично и организованно — пока не поздно вернуть ее гражданам чистую среду обитания.
Академик РАН Валентин Пармон,
вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН;
доктор технических наук Александр Носков, заместитель директора ФИЦ «Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН».
Фото Андрея Соболевского