Реиндустриализация: главное — не заболтать

«Откровенно говоря, не ожидал, что так откликнется наука» — сказал на встрече с Владимиром Владимировичем Путиным губернатор Новосибирской области Владимир Филиппович Городецкий. Он  сообщил президенту России про региональную программу реиндустриализации экономики, призванную «…найти совершенно новые, прорывные высокие технологии». О продвижении к готовности этого стратегического документа рассказал заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН доктор экономических наук Вячеслав Евгеньевич Селивёрстов.

Вячеслав Селиверстов— Работа над программой реиндустриализации сегодня в самом разгаре. То, о чем говорил губернатор, то, что было презентовано на нынешнем «Технопроме» и представлено вице-премьеру Дмитрию Рогозину — пока не сама программа, а её концепт. Замечу, что за время подготовки эта первооснова  тоже сильно трансформировалась. Общая идея реиндустриализации не нова, её берут на вооружение другие регионы, но зачастую этот актуальный тренд  (равно как инновации, импортозамещение и многое другое) просто забалтывают. Многие стараются по шаблону реализовать то, к чему не имеют никаких предпосылок. В Новосибирской же области всё складывалось более благоприятно. За последние 10-12 лет регион вышел в число лидеров по темпам и качеству экономического роста, по уровню инновационного развития. Тем не менее, остается разрыв между достигнутыми показателями и потенциалом (в том числе и Сибирского отделения РАН, институтов Новосибирского научного центра), который используется явно недостаточно.

Когда в конце прошлого года рабочие группы, созданные губернатором для разработки программы реиндустриализации, начали формировать ее компоненты, то они тоже стали действовать, скажу прямо, по шаблону. Предлагалось 12 подпрограмм («модернизация промышленности», «новая высокотехнологичная индустрия» и др.), которые были недостаточно «операциональны» и конкретны, в них не отражались стратегические конкурентные позиции Новосибирской области и ключевые компетенции нашей науки и производства. Поэтому в ходе обсуждений презентации программы реиндустриализации на Международном форуме «Технопром-2015» появилась другая идеология, основанная на том, что «ядром» документа должны стать не традиционные подпрограммы, а комплексные «вытягивающие» проекты, мегапроекты и масштабные стратегические инициативы, которые будут «визитной инновационной карточкой» региона. Они базируются на реальных  возможностях и потенциале новосибирского производства и науки.

У нас успешно работают лучшие в стране технопарки — Академпарк и медицинский, другие институты развития, действующие производства (в том числе оборонные, где инновации требуются по определению), университет современного мирового уровня (НГУ), имеется развития транспортная и логистическая инфраструктура (международный хаб Толмачёво, промышленно-логистический парк).

В программе следует вначале определить основные направления реиндустриализации экономики Новосибирской области (например, биотехнологии, высокотехнологичная медицина, новые инновационные материалы и т.д.), в которых территория обладает реальными ключевыми компетенциями. Эти точки роста должны  соответствовать основным приоритетам инновационного, технологического, социального и пространственного развития региона. И уже затем, с учётом сделанного выбора, формируется «пакет» инвестиционных проектов и прописываться «правила игры» (т.е. механизмы, инструменты и институты, «дорожная карта» и т.д.). Подчеркиваю, что в ходе работы над программой необходимо определить ее инновационно-технологический потенциал, «поле» реиндустриализации в виде набора возможных проектов и стратегических инициатив. Но решения об окончательном отборе проектов и их государственной поддержке должны определяться в дальнейшем в процессе реализации программы по особым регламентам.

К «Технопрому» требовалось «упаковать» в компактную форму сильнейшие направления и ключевые проекты программы реиндустриализации. И их должно было быть немного, поскольку, презентуя на форуме, например, несколько десятков проектов, мы бы размыли приоритеты и нивелировали конкурентные преимущества Новосибирской области перед, например, Томской и другими инновационными регионами. Поэтому в предварительном порядке были выбраны 9 мегапроектов, комплексных «вытягивающих» проектов и стратегических инициатив. И именно их и упоминал В.Ф.Городецкий на встрече с В.В.Путиным. В качестве примера  могу привести «Сибирскую биотехнологическую инициативу», создание и развитие кластера микро-,  нано- и биоэлектроники, «Инжиниринговый пояс Академгородка», «Умный регион». Это реальные проекты, часть из них уже успешно реализуется, но им нужна дополнительная поддержка. Так, «Сибирская биотехнологическая инициатива» уже сегодня формирует пул участников из разных сибирских регионов и набор потенциальных решений для фармацевтики, сельского хозяйства, пищевой промышленности. «Умный регион» родился на стыке запросов власти и общественности с новыми интеллектуальными технологиями, и в его реализации особо велика роль IT-кластера (это очень практичные вещи, связанные с развитием  технологической основы обеспечения безопасности жизнедеятельности на территории Новосибирской области, с внедрением  современных информационно-навигационных технологий и сервисов на транспорте и т.д.). Все эти проекты и стратегические инициативы отличает масштабность и народнохозяйственная значимость, изначально заложенный в них высокий кумулятивный эффект, наличие социальных моментов и сильной стартовой команды («мотора»).

Мне кажется очевидной высокая востребованность «инжинирингового пояса» Новосибирского научного центра. Это, можно сказать, реинкарнация лаврентьевского «пояса внедрения». Его отдельные элементы уже  работают: фабрика биополимеров при Институте химической биологии и фундаментальной медицины, производство промышленных кристаллов на базе Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева и Института неорганической химии им. А.В.Николаева СО РАН, наноцентр «Сигма» и другие. Но потенциал ННЦ не задействован в полную силу, поэтому предполагается создание новых центров, например, по аддитивным технологиям, по сверхтвердым абразивным материалам и так далее. Все это важно с позиций сохранения Новосибирского научного центра как целостной единицы, в которой сочетаются фундаментальные и прикладные исследования, где осуществляются сильные интеграционные связи институтов и созданных на их основе инновационных структур. И это должно  противодействовать тенденции «атомизации» научных учреждений, вызванной реформой РАН.

Мне лично особенно близка идея новой стратегической инициативы — формирования Сибирского наукополиса (ее мы впервые обосновали при разработке схемы территориального планирования Новосибирской агломерации).  Целью должна быть разработка концепции, бизнес-плана и стратегии развития Сибирского наукополиса как пилотного проекта территории инновационного опережающего развития с предоставлением ей федеральных преференций (налоговые льготы, особые таможенные правила и т.д.) по типу дальневосточных территорий опережающего развития (ТОР).

Ожидаемый результат — это формирование нового российского инновационного бренда на основе объединения и взаимодействия существующих брендов Новосибирского научного центра СО РАН (с включением в него бывших СО РАМН и СО РАСХН), НГУ, Академпарка, наукограда Кольцово,  НИИ патологии кровообращения им. Е.Н.Мешалкина. Их интеграция даст новое качество и бренд самого крупного в стране научно-инновационного центра, локализованного на достаточно компактной территории с качественной инфраструктурой,  хорошими условиями проживания людей, новыми льготными правилами привлечения инвесторов и резидентов Сибирского наукополиса. Взаимодействие и интеграция в сочетании с мерами особой государственной поддержки — ключевые понятия этой стратегической инициативы, которая при успешной реализации может реально служить символом «новой инновационной России» в глазах мирового сообщества.  Но для этого следует добиться иного, чем сегодня,  уровня межотраслевой, межведомственной и межрегиональной кооперации и, говоря прямо, хорошего лоббизма.
Тут соседи нам показывают пример, «пробив» инновационный территориальный центр «ИНО Томск», хотя и по потенциалу, и по количеству и масштабу реальных проектов он существенно уступает программе реиндустриализации экономики Новосибирской области.

Подчеркну три  важных момента. Во-первых, наша программа не касается и не может касаться всей действующей экономики, всех её отраслей (особенно малоэффективных и устаревших). Она не должна подменять стратегию социально-экономического развития региона, другие местные программы (например, поддержки агропромышленного комплекса). Во-вторых, реиндустриализация затрагивает не только промышленность, но и другие сектора экономики (например, высокотехнологичные услуги). И в третьих, в отличие от «большой» (т.е. инновационной) реиндустриализации, программа призвана учитывать и поддерживать и так называемую «малую реиндустриализацию», то есть те производства и сектора экономики, без которых не может жить ни одна территория: то же сельское хозяйство, переработка его продуктов и так далее.

Хотя программа инициирована областным правительством, она непредставима без межрегиональной и международной кооперации и способна работать на всю Россию. К примеру, эффект кластера микроэлектроники и фотоники или той же «Сибирской биотехнологической инициативы» не замыкается только границами области. Система промышленной автоматизации «Торнадо» способна вытеснить «Сименс» и иные импортные продукты в масштабе всей страны, прийти в Казахстан, Белоруссию и другие страны.

Комплексные «вытягивающие» проекты должны быть скомпонованы в некоторую матрицу, чтобы отражать экономическую и технологическую суть проектов, их  масштабы, основных участников, возможность формирования кластера, социальную направленность, формы государственной поддержки (в том числе и на федеральном уровне) и так далее.

Программа реиндустриализации Новосибирской области нацелена на то, чтобы  в полной мере раскрыть тот потенциал уникальных компетенций, которые есть в научных институтах ННЦ и университетах города. На сегодня они реализуются или неравномерно, или «застревают» на выходе из лабораторий. Не в каждой ситуации есть «мотор» — человек или небольшая команда, «вытягивающие» проект на уровень реального производства, как это было, например, с фабрикой биополимеров при ИХБФМ СО РАН. Если физики или химики не способны составить хороший бизнес-план, найти инвесторов — другие участники программы смогут им помочь.

Иногда я слышу скептические мнения о том, что экономическая ситуация в стране не позволит реализовать наши замыслы. Но, во-первых, даже небольшие суммы инвестирования и скромные меры господдержки, как не раз случалось, являются  катализатором для дальнейшего развития событий. Во-вторых, некоторым участникам программы для прорыва требуются не деньги, а что-то иное. Так, НИИПК им. Е.Н. Мешалкина нуждается в территории для новых корпусов. Не менее важным «детонатором» являются кадры. Начав, например, выпуск врачей новой формации и новой специализации в Новосибирском государственном медицинском университете или на  медицинском факультете НГУ, мы создадим предпосылки для прорыва в отрасли ядерной медицины, потенциального поля кооперации Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН и НИИПК.

Разработчики программы действуют в формате еженедельных встреч, «мозговых штурмов» и круглых столов. Кстати, хочу отметить,  что ИЭОПП СО РАН победил в  конкурсе  по теме «Разработка проекта программы реиндустриализации экономики Новосибирской области». В числе наших соперников была Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, ректор Владимир Александрович Мау — «НвС»). Пытаемся вовлечь новых игроков, заинтересовать директоров предприятий: кое-кого надо просто «растормошить». Производства и фирмы должны меняться, даже внешне. Если вы придёте в Академпарк, то увидите не только современное оборудование и офисы, не уступающие зарубежным. Здесь другая атмосфера, другие люди. Это — новая экономика региона, пока ее доля не столь высока и не соответствует потенциалу территории. Поэтому к наращиванию числа и мощности таких центров, к их тесному и постоянному взаимодействию необходимо стремиться сегодня, в хорошем темпе и без оглядки на трудности.

Подготовил: Андрей Соболевский

Фото: 1 — из личного архива, 2,3 — Юлии Поздняковой, 4,5 — Андрея Соболевского