Вдоль по Африке гулять

 
Все мы со школы помним, что человек умелый, появившийся в Африке много лет тому назад, эволюционировал, выпрямил спину и постепенно расселился по всем континентам. Однако новые данные позволяют ученым сделать предположение о несколько ином сценарии хода событий: модель межрегионального развития подразумевает под собой формирование сразу нескольких центров культуры верхнего палеолита.
 
Анатолий ДеревянкоКак человек стал таким, каков он сейчас? Этот вопрос не перестает интересовать ученых. Благодаря комплексной работе и усилиям многих специалистов каждый день раскрывает новые подробности эволюции популяций наших предков.
 
Современные данные археологии, антропологии и палеогенетики гласят:  бесспорной прародиной человечества является Африка. Здесь около 2,5 млн лет назад появился первый представитель рода Homo — человек умелый. Ему и соответствует древнейшее из известных на сегодняшний день каменное орудие. Но шли годы и тот самый умелый Homo habilis решил, что он засиделся на старом месте и отправился за пределы материка.
 
Приблизительно 2 млн лет назад человечество покинуло черный континент в стадии Homo erectus — человека прямоходящего. Маршрут его гипотетически мог пролегать в периоды регрессии океана через Гибралтар. Но несомненным путем был ближневосточный перешеек, через который наш далекий предок проник на юг Европы, а затем распространился и по всей Евразии двумя основными путями, огибая горные массивы Тибета и Гималаев: южным, что помог человеку достичь юго-восточной Азии, и северным, приведшим людей к Центральной и Северной части этого региона.
 
Со второй миграционной волной представители уже Ашельской культуры пришли из Африки на ближний восток около 1,5 млн лет назад. 900 000 лет прошло с тех пор, как человек достиг территории Европы, а спустя еще 200-300 тысяч лет он продвинулся на восток до Индии на юге и центральной Монголии на севере. Здесь и начинается новая страница длиннейшей истории этого региона, которая изучается экспедициями Института археологии и этнографии СО РАН.
 
Большинство древних памятников Алтая сосредоточено в его северо-западной части: долине реки Ануй. 
 
— Здесь расположена наша стационарная база, которая позволяет нам вести междисциплинарное широкопрофильное изучение этих объектов, — рассказывает директор ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Михаил Васильевич Шуньков. — Первое место среди них занимает Денисова пещера, где трудятся представители различных научных дисциплин.
 
Благодаря комплексной работе и усилиями многих специалистов ученым удалось получить наиболее подробную картину развития растительности и климата на территории всей северо-центрально Азии. Долину Ануя занимали широколиственные леса, то есть климат в то время, когда территория осваивалась человеком, был приблизительно такой, какой он сейчас на Северном Кавказе. Получается: представления о Сибири как о достаточно суровом крае, где первобытному человеку было очень сложно адаптироваться, являются мифом. Как раз наоборот: здесь в отличие от других территорий сохраняются достаточно стабильные и комфортные условия для обитания древних людей. Второй важной особенностью является мозаичность ландшафта, позволявшая популяциям охотиться на разнообразные виды животных, которые являются основным источником и поставщиком не только пищи, но и различных материалов для жизнеобеспечения.
 
Денисова пещера
 
Помимо каменной индустрии в Денисовой пещере ученые обнаружили уникальные украшения, свидетельствующие о высоком технологическом уровне, на котором находился носитель этой культуры в начале верхнего палеолита. Приемы, использовавшиеся в столь древнее время при изготовлении предметов из поделочного камня, неизвестны нигде в мире, кроме Алтая. Помимо каменных изделий здесь найдены разнообразные орудия из кости, в том числе иглы с просверленным ушком. Их возраст — около 50 000 лет. Ничего подобного на территориях других археологических объектов на сегодняшний день не обнаружено.
 
В настоящее время совместными усилиями российских и немецких ученых секвенирован геном  неизвестного ранее представителя популяции, которая получила название Homo altaensis, или человек алтайский, тот самый денисовец. Это позволяет коренным образом пересмотреть все сложившиеся гипотезы о формировании человека современного физического облика.
 
На территории Алтая найдены археологические памятники каменной индустрии, характерной для неандертальцев, останки которого были обнаружены и в денисовой пещере. Все это говорит о том, что здесь находились крайние восточные точки распространения этой популяции, к тому же, на протяжении длительного времени происходило сосуществование двух популяций — денисовцев и неандертальцев. 
 
Благодаря усилиям палеогенетиков установлен факт обмена генетическим материалом между  Homo altaensis, Homo neanderthalensis и нынешними представителями человеческого рода. 
 
— То есть сейчас мы можем  говорить о том, что и неандертальцы и денисовцы внесли свой посильный генетический  вклад в формирование человека современного физического облика, — поясняет Шуньков.
 
Все эти данные сейчас позволяют пересмотреть линейную теорию эволюции наших предков. С конца прошлого века большинство исследований придерживалось так называемой гомоцентрической теории, или теории африканского исхода, согласно которой человек современного типа зародился в Африке, а затем вышел  за ее пределы и постепенно расселился по всем континентам.
 
Научный руководитель ИАЭТ СО РАН академик Анатолий Пантелеевич Деревянко выдвинул иное мнение о формировании современного физического облика человека. Модель  межрегионального развития, или полицентризма,  подразумевает формирование нескольких центров культуры верхнего палеолита: Европа, Африка, Восточная  Азия и ее Северная и Центральная части.
 
Теперь в связи с новыми открытиями, по мнению исследователей, картина восприятия формирования человека современного облика в дальнейшем будет все больше уходить от прямолинейной и стадиальной к вариантной, усложняясь и приобретая драматизм.
 
— Сегодня все новые методы, направления и возможности для исследования памятников древних цивилизаций позволяют сделать археологию точной наукой, — рассказывает академик Деревянко. — Обширные междисциплинарные связи позволяют извлечь максимум информации из объектов наследия популяций человека, изучить проблемы, связанные с поселениями людей, их древних миграций и онтогенеза.
 
Анна Терехова
 
Фото: Е.Пустоляковой