Сибирские ученые приняли участие в дискуссии о технологическом суверенитете страны

Постановка задачи по обеспечению технологического суверенитета России в последние годы сильно увеличила важность науки, без которой ни суверенитет, ни технологическое лидерство не могут быть достигнуты. Представители исследовательского, образовательного и экономического сообщества обсудили вопросы, связанные с этим, в ходе панельной дискуссии, которая прошла в рамках Х Международного форума технологического развития «Технопром».

Председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон обрисовал научный потенциал Сибирского макрорегиона и напомнил, что Сибирское отделение было создано во время сложной международной ситуации, когда требовалось формирование запасного, очень мощного научного центра вдали от границ СССР. «Сейчас в зоне нашей ответственности находится множество организаций, где сконцентрировано более одной трети научного потенциала России», — акцентировал Валентин Пармон.

 Валентин Пармон

Он отметил, что в 2022 году появилась необходимость коррекции научно-технологических приоритетов, и в настоящий момент технологический суверенитет, а в ряде случаев и лидерство — это абсолютный приоритет для отечественной науки.

В качестве неотложных задач СО РАН его председатель назвал сосредоточение внимания на необходимости ускоренного развития прорывных и имеющих непосредственное отношение к национальной безопасности направлений. Это квантовые вычисления, передача данных и связь; фотоника и микроэлектроника; сетевые коммуникации; искусственный интеллект, робототехника и работа с big data; генетика и биомедицина; жизнь и здоровье человека; современные энергетические системы; интегральная аэрокосмическая наука и техника; новые материалы; экология.

Валентин Пармон рассказал о ряде крупных проектов, которые в настоящий момент идут полным ходом. Во-первых, это строительство одного из наиболее серьезных объектов мегасайнс — ЦКП «Сибирский кольцевой источник фотонов», где будет задействовано научное оборудование высшей категории. Во-вторых, создание Национального гелиогеофизического комплекса РАН — он сосредоточит в себе огромное количество специальных приборов, телескопов и радиотелескопов, предназначенных для слежения за ближним космосом. Кроме того, реализуются крупные комплексные научно-технологические проекты, инициированные с участием организаций СО РАН: «Чистый уголь — Зеленый Кузбасс» и «Нефтехимический кластер». «КНТП — наиболее действенный инструмент в развитии сквозных технологий для достижения технологического суверенитета», — заметил академик Пармон.

«Решена и очень насущная на сегодняшний момент задача — обеспечение нефтеперерабатывающей промышленности импортонезависимостью в области катализаторов для производства моторных топлив, — подчеркнул председатель СО РАН. — В прошлом году была запущена первая очередь крупного катализаторного комплекса на Омском нефтеперерабатывающем заводе. Все технологии этого комплекса основаны на разработках ФИЦ “Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН”».

Ученый добавил, что выполнены и выполняются также множество менее крупных проектов: связанных с поиском нефтегазовых ресурсов, генетическими технологиями, биобезопасностью, сельскохозяйственной отраслью и так далее.

Важнейшим достижением СО РАН последних лет Валентин Пармон обозначил возрождение практики формирования и реализации комплексных интеграционных проектов в условиях пореформенной РАН и в качестве примера привел Большую Норильскую (позже — Большую научную) экспедицию. «Этот пример научил нас работать с промышленностью: СО РАН как координатор-интегратор заключает договор с промышленным партнером и уже потом распределяет ресурсы среди институтов, которые могут выполнить те или иные работы», — уточнил Валентин Николаевич.

По его мнению, для достижения технологического суверенитета крайне необходимо создание новых институтов развития, которые могли бы легко преодолевать финансовые и ведомственные барьеры, а также обеспечение мер поддержки на всех стадиях создания и внедрения разработок: от научных исследований до непосредственной передачи в производство. В качестве основных задач СО РАН на 2023 год Валентин Пармон определил актуализацию правительственных документов, связанных с Планом комплексного развития Сибирского отделения и программой «Академгородок 2.0», а также восстановление реальных рычагов управления исследованиями в научных институтах.

«Основа уверенности в успехе намеченного — это тетраэдр СО РАН, который опирается на треугольник Лаврентьева (наука — образование — производство), участие региональных властей и единство научного сообщество Сибири», — сказал в завершение академик Пармон.

 Александр Латышев

Директор Института полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН академик Александр Васильевич Латышев, говоря о недавно появившихся трендах, рассказал о грантах Российского научного фонда, которые объявляются совместно с руководством того или иного региона и направлены на решение актуальных для него задач. «Также с этого года стартовали прорывные технологические проекты РНФ, собственно, суть в том, что создан портфель заказов от промышленности, и сейчас объявлены конкурсы. Таким образом возникают коммуникационные мосты между НИИ и индустриальным партнером», — сообщил А. Латышев. Кроме того, усилилась интеграция с технопарками, что обеспечивает включение в процессы импортозамещения соответствующей инфраструктуры, инженерных школ, индустриальных магистратур и так далее, создаются консорциумы НИИ и вузов с привлечением промышленных предприятий с целью выполнения проектов полного цикла

Еще один инструмент — формирование молодежных лабораторий в рамках нацпроекта «Наука», что позволяет работать на конкретного заказчика и одновременно решать сложные научные задачи мирового уровня. «Очень значима связь между непосредственными исполнителями, а не только между руководителями организаций: важно, что заведующий отделом на производстве и заведующий лабораторией института начинают взаимодействовать, и итоговый продукт деятельности лаборатории близок к потребностям промышленности», — прокомментировал Александр Латышев.

В качестве примера крупных проектов мирового уровня, которые были инициированы Министерством науки и высшего образования РФ, директор ИФП СО РАН назвал грант-стомиллионник, ориентированный на создание технологий и разработок в области новых материалов и элементной базы, работающей на новых физических принципах, для микро-, нано-, био-, опто-, СВЧ-электроники, нанофотоники, сенсорики, радиационно стойкой и квантовой электроники, ИК-техники. «В ходе выполнения этого гранта нашему консорциуму организаций удалось решить ряд очень интересных проблем, — рассказал академик Латышев. — Те изделия, которые были разработаны в рамках проекта, были переданы в организации и предприятия, где делают пробные запуски, и мы ждем итогов испытаний».

Как считает ученый, в перечень первоочередных задач в области импортозамещения входит повышение эффективности фундаментальных и прикладных работ, формирование крупных локомотивных проектов; организация устойчивых связей с инновационными промышленными партнерами для того, чтобы лучше оценить возможности обеих сторон и наладить взаимопонимание; усиление оснащения высокотехнологичным оборудованием и обеспечение широкого доступа к нему как исследователей, так и производителей; разработка государственного механизма по преобразованию обозначенных приоритетов развития в конкретные заказы на НИОКР и создание технологий.

 Николай Похиленко

Научный руководитель Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН академик Николай Петрович Похиленко заострил вопрос о ресурсной базе, которая требуется для развития ряда (14 из 27) критических технологий, утвержденных указом президента РФ. Речь идет о редких и редкоземельных металлах: облако сфер их применения включает множество областей, таких как электроника, медицина, атомная энергетика, металлургия, робототехника, оптоэлектроника и так далее.

В настоящее время лидером по производству РЗМ является Китай, однако, по словам академика Похиленко, Россия имеет все заделы и возможности выйти на первые позиции в этом направлении. «Варианты воссоздания редкоземельной промышленности у нас в стране возможны по трем векторам, — пояснил Николай Петрович. — Во-первых, это реанимация мощностей по выделению РЗМ из лопарита Ловозерского месторождения в Мурманской области. Во-вторых — за счет попутного получения из апатита Хибинского месторождения. Наконец — за счет освоения балансовых месторождений, готовых к эксплуатации, среди которых самым богатым является Томторское».
.
Николай Похиленко подчеркнул, что первые два варианта требуют создания многочисленных цепочек перерабатывающих предприятий и, как следствие, более крупных затрат, тогда как Томтор обладает высочайшими параметрами содержания остродефицитных компонентов и, как особо указал ученый, «гарантирует реализацию самых смелых стратегических интересов России».

«Это месторождение позволяет обеспечить любые потребности отечественной промышленности и даже мировой экономики в редкоземельных металлах на обозримый период в полном спектре», — добавил Н. Похиленко. Томтор привлекателен еще и тем, что способен стать ключевым элементом в создании непрерывной технологической цепочки от добычи руды до получения высокотехнологичной продукции с упором только и исключительно на российскую сырьевую базу.

К тому же, что немаловажно, в Институте химии и химической технологии ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» уже разработана технология переработки томторских руд, причем в полезную переработку вовлекается 75 % компонентов. В результате нет необходимости предварительного обогащения исходного сырья.

Академик Похиленко дополнил, что освоение Томторского месторождения даст возможность комплексно охватить и сопредельные области, где расположены месторождения как импактных, так и обычных алмазов, а также придать новый, благоприятный импульс экономике Арктической зоны России. «Все вышеперечисленное позволит сделать эту территорию сырьевой базой планетарного масштаба», — уверен геолог.

«Наука в Сибири»

Фото Ольги Ивановой