Традиционный научный форум возобновил свою работу после пятилетнего перерыва. В течение нескольких дней специалисты в области генетики и молекулярной биологии обсудят структуру хромосом и геномов. Главным организатором конференции при поддержке Новосибирского государственного университета и Сибирского отделения РАН выступил Институт молекулярной и клеточной биологии СО РАН.
В мероприятии принимают участие исследователи как из России (Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Томск, Иркутск), так и из других стран — Германии, Великобритании, США, Италии, Сербии, Литвы, Китая и Казахстана. Доклады разделены на девять тематических секций, которые посвящены хромосомам и геномам; гетерохроматину; генетической организации интерфазных хромосом; геному эукариот и его эволюции; ядерной структуре; специальным хромосомам; медицинской генетике; хромосомам и делению клеток; В-хромосомам, теломерам, центромерам и подвижным элементам.
Игорь Жимулёв
«У нас был большой программный комитет и, формируя перечень участников и докладов, мы постарались охватить все исследовательские коллективы по хромосомам из самых разных организаций страны и мира», — прокомментировал научный руководитель ИМКБ СО РАН академик Игорь Фёдорович Жимулёв. Он добавил, что предыдущая конференция состоялась пять лет назад, в 2018 году. «Я очень рад видеть много позитивных изменений, в частности, много молодых лиц, это замечательно!» — отметил ученый.
Все три пленарных доклада, открывающих конференцию, были посвящены людям, внесшим решающий вклад в становление науки о хромосомах. «Речь идет о великих родоначальниках тех направлений, в которых мы работаем сейчас. Они оставили настолько блистательный след, что их надо знать и помнить», — подчеркнула кандидат биологических наук Нина Шамильевна Булатова (Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, Москва).
И. Ф. Жимулёв говорил об одном из создателей школы экспериментальной биологии Николае Константиновиче Кольцове. «В любом учебнике по генетике, эмбриологии, цитологии есть его фотография», — сказал ученый. В своем докладе он остановился на нескольких важных вещах, связанных с деятельностью Кольцова. Так, именно Николай Константинович высказал ряд теорий относительно политенных хромосом. «Причем его предсказания были сделаны на тридцать лет раньше, чем вышла работа на ту же тему Френсиса Крика, и намного точнее», — дополнил Игорь Жимулёв. Кроме того, еще в 1928 году Кольцов сформулировал идею о матричном синтезе наследственного материала, предположив, что хромосома — это белковая молекула с разными радикалами, где радикал — ген, занимающий определенное положение.
«Вообще, Кольцов очень тонко чувствовал, в каких направлениях надо вести научный поиск, и выдавал блестящие идеи. В конце 1920-х годов по его инициативе был организован институт, который изначально назывался Институт цитологии, гистологии и эмбриологии (сейчас Институт биологии развития им. Н. К. Кольцова РАН. — Прим. ред.). Там работало множество выдающихся ученых, ставших основоположниками тех или иных разделов генетической науки», — рассказал академик Жимулёв.
Он перечислил некоторых из них. Сергей Сергеевич Четвериков стоял у истоков эволюционной генетики, Борис Львович Астауров открыл индуцированный партеногенез у животных, Николай Петрович Дубинин боролся против лысенковщины и в рамках этой борьбы открыл два НИИ: Институт цитологии и генетики СО АН и Институт общей генетики в Москве. «Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, в лаборатории которого в Обнинске мне посчастливилось делать дипломную работу, — крупнейший специалист в области радиационной генетики. Владимир Владимирович Сахаров и Иосиф Абрамович Рапопорт открыли химический мутагенез. Николай Николаевич Соколов и Борис Николаевич Сидоров — основоположники отечественных цитогенетических исследований в популяциях. Самая известная работа Владимира Петровича Эфроимсона — изучение 2 000 биографий и родословных известных людей, больных подагрой, в результате чего он доказал, что этот недуг связан с нарушением нуклеотидного обмена и коррелирует с повышенной умственной активностью больных», — назвал еще ряд имен Игорь Жимулёв.
Отдельно он остановился на деятельности Софьи Леонидовны Фроловой. «Эта выдающаяся женщина была правой рукой Кольцова, лучшим цитологом в его институте», — акцентировал академик. Свою работу о пространственной организации хромосом в ядре она опубликовала еще в 1936 году в Nature. За следующее десятилетие в этом же издании вышло еще шесть статей Фроловой. «Я не знаю ни одного генетика в России, который бы столько раз отметился в этом журнале», — заключил Игорь Жимулёв.
Его коллега, заведующий отделом разнообразия и эволюции геномов ИМКБ СО РАН член-корреспондент РАН Александр Сергеевич Графодатский рассказал об Александре Алексеевне Прокофьевой-Бельговской. «Для нас она важна, потому что является родоначальником отечественной цитогенетики. Всё, что связано с хромосомами, связано и с ее именем», — отметил докладчик.
Изначально исследовательница работала в ленинградском Институте генетики АН СССР, и в это время активно сотрудничала с нобелевским лауреатом Германом Джозефом Меллером, тоже тогда работавшем в той же лаборатории, что и Александра Алексеевна. Затем Прокофьева-Бельговская перешла в Институт цитологии, гистологии и эмбриологии, где подготовила докторскую диссертацию, в которой излагались аспекты теории наследственности. В связи с гонениями на генетическую науку эту работу не утвердила ВАК, и исследовательница была вынуждена уйти в ведомственный институт Минздрава СССР, занимавшийся антибиотиками.
В 1956 году А. А. Прокофьева-Бельговская вернулась к своему основному научному направлению, выбрав в качестве главного интересующего ее объекта хромосомы человека. «В Институте молекулярной биологии АН СССР она организовала лабораторию общей и космической кариологии, где изучались хромосомы наших первых космонавтов, в том числе Юрия Гагарина и Германа Титова», — сказал Александр Графодатский.
Завершила историческую пленарную сессию Нина Булатова, которая остановилась на применении цитогенетики в систематике. «Первые блестящие шаги цитогенетики млекопитающих были сделаны здесь, в новосибирском Академгородке, в Институте цитологии и генетики», — отметила она. Именно в Новосибирске, по словам докладчицы, в 1969 году вышел посвященный этому, тогда еще новому, направлению ротапринтный сборник тезисов ко Второму всесоюзному совещанию по млекопитающим. «В настоящий момент Институт молекулярной и клеточной биологии СО РАН является одним из главных центров исследований в этой сфере», — подчеркнула Нина Булатова.
Дальнейшая программа конференции включает в себя устные и стендовые доклады, в которых исследователи представляют результаты фундаментальных работ в разных областях изучения хромосомы, а также неформальное общение.
«Наука в Сибири»
Фото Екатерины Пустоляковой