В Республике Бурятия проходит российско-монгольская конференция

Международная конференция «Россия и Монголия в XX—XXI вв.: к 100-летию монгольской революции и установления дипломатических отношений» начала свою работу с круглого стола, который прошел в городе Кяхта, расположенном на самой границе с Монголией, в Кяхтинском краеведческом музее им. ак. В. А. Обручева.

Обсуждение было посвящено роли Кяхты в истории российско-монгольских отношений. Участники вспоминали о том, что именно с этим местом связаны события Монгольской народной революции 1921 года, здесь была конспиративная квартира ее лидера, одного из основателей Монгольской народной партии Дамдина Сухэ-Батора. 

Директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ) академик Борис Ванданович Базаров подчеркнул, что идея организации двухэтапной конференции принадлежит Министерству иностранных дел РФ, которое совместно с МИД Монголии провело очень большую работу, чтобы отметить столетие дипломатических отношений между РФ и Монголией и события того коренного перелома 1921 года, связанного с монгольской революцией. «В нашем круглом столе участвуют видные ученые России и Монголии, — сказал Борис Базаров. — Надеюсь, сегодняшний диалог даст возможность для дальнейших встреч». Также академик Базаров акцентировал: «Второй день российско-монгольской конференции завершится подписанием соглашения между президиумами СО РАН и МАН». 

Открывая круглый стол, представители дипломатического корпуса, органов власти Республики Бурятии, Кяхтинского района и города Кяхты отмечали долгие теплые и плодотворные отношения между Россией и Монголией, выражая надежду на их дальнейшее развитие. Главный ученый секретарь АНМ академик Будээбазар Авид прокомментировал: «Сто лет — это очень много, как в человеческом, так и в политическом смысле, и все это время мы хорошо взаимодействовали, в том числе сотрудничая и в науке. Даже во время Второй мировой войны отряды российских экспедиций работали у нас в Монголии». 

Первым докладчиком на круглом столе стал доктор исторических наук Леонид Владимирович Курас (ИМБТ СО РАН). Он говорил о роли Троицкосавска (изначально город назывался именно так, затем, в начале 1930-х годов, был объединен с Кяхтинской слободой и переименован) в монгольской революции 1921 года. В 1920-м лидеры Монгольской народной партии решили обратиться к Советской России за помощью в борьбе против китайского правления, причем надо отметить, что РСФСР также проявляла встречный интерес к установлению связей с Монголией. «В июне 1921 года начал свою деятельность уполномоченный народного комиссариата по иностранным делам РСФСР Отто Иванович Макстенек, — рассказал Леонид Курас. — Он не был пропущен в Ургу и остановился на границе, в Троицкосавске. Обустроившись в городе, Макстенек стал налаживать связи с монгольскими революционерами для оказания им всемерной помощи, включая взаимодействие с представителями власти Советов». С 4 июля по 10 августа с Отто Макстенеком контактировали три группы монгольских делегатов, которые обсуждали с ним различные организационные вопросы, а затем отправлялись в Верхнеудинск (сейчас это Улан-Удэ), чтобы встретиться там с руководством буферной Дальневосточной республики. 

Кроме того, в конце февраля 1921 года на конспиративной квартире в Троицкосавске жил один из лидеров монгольских революционеров, Д. Сухэ-Батор, а в начале марта там прошел первый съезд Монгольской народной партии. «Вскоре МНП вошла в Коминтерн в качестве сочувствующей партии, — отметил Леонид Курас. — Тогда же начали формироваться первые четыре полка, положившие начало созданию вооруженных сил Монголии. Приближалось лето 1921-го, а вместе с ним и победоносная Монгольская народная революция». 

«Кяхта в истории народной революционной Монголии занимает особое место, она, как любящая мать в большой семье, была щедра для монгольских революционеров», — приводит слова участника Гражданской войны в Забайкалье Ивана Георгиевича Старчака кяхтинский краевед Николай Георгиевич Фильшин (газета «Кяхтинский альманах»). Он предлагает использовать мемуары И. Г. Старчака в качестве источника сведений по тем событиям. «Если многие кяхтинцы, принимавшие непосредственное участие в монгольской революции, оставили только упоминания о встречах с Сухэ-Батором, то Старчак в своих воспоминаниях дает историческую картину событий, пытается провести их анализ, упоминает редкие факты», — рассказал Николай Фильшин. 

Доклад доктора исторических наук Евгении Владиславовны Комлевой (Институт истории СО РАН) был посвящен другому аспекту истории Кяхты — кяхтинской торговле и купечеству. Исследовательница подчеркнула, что это недоизученная тема, которую еще ждет дальнейшее развитие. Так, Евгения Комлева упомянула, что пока известно только 20—30 фамилий тех представителей торговли, которые активно участвовали в товарно-денежных отношениях с монгольскими соседями, а сведения о них довольно разрознены.

Торговля России и Монголии началась во времена Петра I, она имела особую атмосферу и носила национальный характер — в цепочке были представлены только подданные Российской империи и Китая, иностранцев там не было. «Особенно остро вопросы развития этих экономических отношений стояли в начале XX века, когда удержание монгольского рынка было очень важно для России», — отметила Евгения Комлева. По ее словам, кяхтинское купечество часто занималось не только коммерческими предприятиями, но и развитием территории, включая научные исследования. Например, купцы поддерживали составление геологических и этнографических коллекций, словарей, финансировали экспедиции и так далее. 

«Августа Дмитриевна Корнакова, кяхтинская купчиха, занималась этнографическими изысканиями, ее статьи публиковались в ведущих санкт-петербургских журналах. Также она учила монгольских детей русскому языку, лечила, помогала буддистским храмам», — рассказала Евгения Комлева.

Историк также сообщила, что ей удалось найти в архивах сопроводительную записку к проекту московского купца Фёдора Михайловича Шумилина, который вел дела и в Кяхте. «Русские купцы периодически подавали подобные проекты по улучшению кяхтинской торговли, — прокомментировала Евгения Комлева. — К сожалению, самого текста не удалось обнаружить, но известно, что автор был озабочен действиями англичан в Китае, а документ рассматривался на самом высоком уровне». 

Об экономике Кяхты (исторической и современной) говорили доктор экономических наук Николай Иванович Атанов (Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова) и Валерий Жамсуевич Цыремпилов (Народный хурал Республики Бурятия). Они обозначили основные проблемы, которые нужно решить в целях развития экономического коридора Китай — Монголия — Россия и непосредственно Кяхтинского района. «Мы старались изучить исторический кяхтинский феномен и вычислить оттуда всё положительное для развития экономики», — отметил Николай Атанов. 

Кроме того, на круглом столе прозвучали доклады о современном состоянии муниципального образования, его взаимодействии с Монголией, а также обзор важных для развития отношений двух народов изданий, русско-монгольских словарей.

В заключение первого дня работы конференции в Музее русско-монгольской дружбы (филиале Кяхтинского краеведческом музее им. В. А. Обручева) торжественно открылась историко-документальная выставка «Россия и Монголия: страницы истории». Она была подготовлена на материалах фондов музея и документах и фотодокументах МИД России.

«Наука в Сибири»

Фото Юлии Поздняковой