Слон неплохой сохранности

Источник: ИА Интерфакс, Наталья Пономарева

Фото: сайт Академии наук Якутии

В Якутии впервые нашли скелет предка шерстистого мамонта, обитавшего на территории республики более 100 тыс. лет назад.

Скелет древнего животного обнаружили на берегу реки Суола жители небольшого якутского поселка Нижний Бестях. О своей находке селяне сообщили палеонтологам, которые незамедлительно выехали в этот населенный пункт.
«При осмотре находки специалисты установили, что перед ними не шерстистый мамонт, останки которого довольно часто находят на территории Якутии, а его предок, более древний вид — трогонтериевый слон. Уже сейчас можно сказать, что это не очень крупный самец примерно 45 лет», — рассказали в пресс-службе Академии наук Якутии.

При этом, как отметили ученые, мамонт имел очень большие бивни: диаметр каждого из них составлял около 18 см, а вес – 75 кг. Также, по их данным, у животного довольно хорошо сохранились мелкие кости нижних отделов конечностей (стопы, кисти). Исключением стала лишь задняя правая нога, которую слон, вероятно, потерял после встречи с хищником.

«Мы предполагаем, что это очень древнее животное, которое погибло более 100 тыс. лет назад. В момент своей смерти оно было частично заморожено. Впоследствии произошла оттайка, и мамонт был вторично захоронен в тех отложениях, в которых он и находился до настоящего времени», — считает старший научный сотрудник лаборатории млекопитающих Палеонтологического института РАН (Москва) Евгений Мащенко.

По словам эксперта, степной мамонт был значительно крупнее своего шерстистого сородича. Его рост, в среднем, достигал 4 метров, а вес — примерно 10 тонн. Шерстью же трогонтериевые слоны были покрыты лишь частично: поскольку климат в те времена был более теплый и сухой, степным мамонтам не нужно было приспосабливаться к низким температурам.

«До сих пор в Якутии было найдено чрезвычайно мало останков ископаемых, живших в среднем плейстоцене вместе с трогонтериевыми слонами. В том случае, если среднеплейстоценовая дата подтвердится, наука получит совершенно новое, уникальное местонахождение, в котором помимо скелета степного мамонта есть останки и других животных того периода, начиная от костей бизона и заканчивая фауной древних насекомых и макроостанков растений», — добавил специалист.

Впрочем, как отметил Евгений Мащенко, для того, чтобы с уверенностью говорить об открытии нового палеонтологического памятника, ученым предстоит провести целый ряд специальных исследований.

«В первую очередь необходимо изучить строение породы самого участка, где был обнаружен слон. Во время нашей поездки мы отобрали пробы почвы, а также остатки растений, плодов, семян и насекомых. Изучив их, мы сможем собрать полную информацию об условиях, в которых обитал мамонт. В дальнейшем мы сделаем морфологическое описание скелета и датировку, чтобы определить, когда именно жил этот трогонтериевый слон», — сказал палеонтолог.

По данным Академии наук Якутии, на территории нашей страны было найдено всего пять скелетов трогонтериевого слона. Два из них сейчас демонстрируются в Азовском музее, по одному — в Палеонтологическом институте РАН, Ханты-Мансийском музее природы и человека и Новосибирском музее археологии и этнографии СО РАН. Раскопками еще одного степного мамонта в настоящее время занимается музей в Перми.

«Для Якутии это первая находка трогонтериевого слона и это самый полный скелет в России, сохранившийся практически на 90%», — подчеркивается в сообщении.