Именно так заместитель директора Института ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН академик Геннадий Николаевич Кулипанов прокомментировал получение коллективом института Государственной премии России и Новосибирской области. Подобной оценки более чем заслуживает и награда Института катализа им. Г.К.Борескова СО РАН. Ведь, несмотря на то, что Госпремия присуждается конкретному ученому, ключевые слова здесь — «коллектив», «институт», об этом говорят сами лауреаты. О чем еще рассказали журналистам новоиспеченные обладатели самой высокой премии страны — в материале COPAH.info.
Государственная премия за достижения в области разработки и создания лазеров на свободных электронах присуждена заведующему лабораторией Института ядерной физики СО РАН им. Г.И.Будкера доктору физико-математических наук Николаю Александровичу Винокурову.
Лазер на свободных электронах (ЛСЭ), принесший коллективу под руководством Н.А.Винокурова Государственные премии России и Новосибирской области, работает с 2003 года и является самым мощным в мире источником когерентного электромагнитного излучения в субмиллиметровом (терагерцовом) диапазоне длин волн - в среднем около 500 Вт при 0,12-0, 24 мм. Он представляет из себя сложный источник излучения, начинающийся с так называемой "электронной пушки" (каковой также являлась, в упрощенном виде, электронно-лучевая трубка телевизоров прежних поколений). Генерируемые там электроны проходят сквозь ряд расположенных специальным образом магнитов — ондулятор, заставляющий пучок двигаться по синусоидальной траектории, после чего происходит преобразование электронного потока в световой.
По словам Н.А.Винокурова, пять лет назад в мире подобных лазеров не было вообще, а сегодня есть еще только два близких источника когерентного электромагнитного излучения: в лаборатории Джефферсона (США) и в Японском институте атомных исследований (Такаи).
"Технических отличий у нашей установки довольно много, - считает ученый, - почти каждый узел содержит такие элементы, которых до нас не было – например, электромагнитные резонаторы".
Установка находится в подземном зале с бетонными стенами толщиной 6 метров, поскольку в рабочем состоянии создается небольшой радиационный фон.
Говоря о применении созданного в ИЯФ лазера, Н.А. Винокуров отмечает: "В науке есть разделения труда. Мы запустили источник излучения, а возможности его применения исследуют представители других научных отраслей. Есть работы Института неорганической химии, направленные на то, чтобы получать технологии осаждения металлов на разные поверхности. Институт теоретической и прикладной механики планирует изучать воздействие лазерных разрядов на воздушные потоки, тема обтекания тел тоже имеет практические применения. Наши коллеги из Института цитологии и генетики проводят испытания и сравнения эффективности разных биочипов, необходимых для медицины будущего. Но это все пока что научные применения, а чисто технологические результаты вероятны в дальнейшем. Мы заинтересованы, чтобы на наши источники терагерцового излучения приходили как можно больше исследователей и ставили свои эксперименты".
"Есть наука, занятая открытием новых закономерностей, - считает Н.А.Винокуров, - и есть техника, нацеленная на получение заранее заданного результата. В этом смысле вся лазерная физика – это техника. С ее помощью настоящие открытия смогут сделать другие."
Государственной премии за крупный вклад в развитие теории и практики каталитических методов глубокой переработки углеводородного сырья и использования возобновляемых ресурсов удостоен директор Института катализа СО РАН им. Г.К. Борескова академик Валентин Николаевич Пармон.
"Для меня эта награда распадается на три основных компонента, - считает В.Н.Пармон. – Первая и главная – это то, что премия присуждена не персонально мне, а огромному Институту катализа. В самом институте, в Новосибирске, работает около 1.000 человек, а есть еще филиалы в Волгограде и Санкт-Петербурге, а также Институт проблем переработки углеводородов СО РАН в Омске, также выросший из нашего филиала. Главная заслуга Института катализа – в том, что в течение 20 сложных лет он смог не только сохранить свой научный потенциал, но и существенно развить его. Когда с 2003 года в Росси начались существенные подвижки в сторону государственно-частного партнерства, мы начали выполнять три крупных проекта по углубленной переработке углеводородов, использованию попутных газов и получению сверхпрочных полимерных материалов. За три года с 2003 по 2006 годы мы на исследования по первому проекту, например, получили от государства 500 миллионов рублей, а внедрение новых катализаторов дало на предприятиях дополнительной продукции - высокооктановых бензинов - почти на десять миллиардов рублей, то есть в 17 раз больше, чем вложено".
Важным фактором, повлиявшим на присуждение Госпремии, В.Н. Пармон назвал также разработку новых каталитических технологий переработки и создания качественных моторных топлив, в частности, дизельных, соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5.
Они требуют, чтобы в дизтопливе практически не было серы. "В течение полугода институт от нуля сделал два катализатора, позволяющих, соответственно, получать топлива по стандартам Евро-4 и Евро-5", - сообщил В.Н.Пармон. Технология получения этих катализаторов, качественно превосходящих зарубежные аналоги, уже используется на рязанской фабрике, входящей в консорциум TНК-ВР. В.Н. Пармон считает этот результат важным для экспорта российского дизельного топлива, а также с точки зрения экономической и энергетической безопасности России: "Все базовые процессы нефтепереработки должны обязательно иметь российские катализаторы. Если, не дай Бог, что-то случится, например, нам объявят какое-нибудь эмбарго, то без запаса отечественных катализаторов российская нефтепереработка остановится - по некоторым видам катализаторов уже через полгода", - сказал академик.
Второй составляющей Государственной премии академик В.Н.Пармон назвал искусственный фотосинтез - преобразование солнечной энергии в химический энергоноситель. В Крыму была создана одна из первых в мире каталитических установок для прямого преобразования энергии Солнца в химическое топливо. Ее эффективность составила более 40 процентов, этот показатель до сих пор никто не превзошел. В отличие от электроэнергии, которую надо использовать сразу после ее получения, химическое топливо подлежит длительному хранению и механической транспортировке.
Еще одной важной причиной присуждения Государственной премии являются работы Института во главе с В.Н.Пармоном по проблематике катализаторов для получения топлив из растительного сырья.
"Дешевой нефти, по разным оценкам, осталось на 10-15 лет, затем ее цена будет возрастать, а качество – ухудшаться., - считает В.Н. Пармон, - С другой стороны, в России добывают древесины в физическом количестве, эквивалентном добыче нефти, при этом половина этого горючего субстрата остается в отходах. Есть быстрорастущие виды деревьев и других растений, которые вообще не используются. Есть другие виды исходного растительного сырья – например, только в Краснодарском крае ежегодно образуется свыше 150.000 тонн рисковой шелухи, в странах Юго-Восточной Азии – 7-8 миллионов тонн. Химики должны научиться перерабатывать такое сырье в полезные вещества – например, в сорбенты, а в перспективе – и в топливо. Проблема сложная, была давно известна, но всерьез не ставилась до последнего энергетического кризиса. Наша задача, как у академического института – делать научную экспертизу разных идей, выбирать наиболее оптимальные пути поиска решений этой проблемы".
По мнению академика, сегодня сырье, альтернативное минеральному, является решением как энергетической проблемы, так и утилизации отходов производства – например, лигнина, которого только от работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината образуется около 400.000 тонн ежегодно. Насыщенная водой негорючая паста, каковой является лигнин, каталитическим путем все равно может превратиться в источник энергии. В.Н. Пармон сообщил, что по поручению постоянного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Васильевича Квашнина в Байкальске по технологии Института катализа будет строиться опытно-промышленная котельная на лигнине.
Андрей Соболевский
Александра Белкина