Настоящие ботаники

Прошедшая в год 65-летия Центрального сибирского ботанического сада СО РАН Всероссийская научная конференция  «Проблемы сохранения растительного мира Северной Азии  его генофонда» посвящена 100-летию со дня рождения профессоров Киры Аркадьевны Соболевской и Александры Владимировны Куминовой.

Кира Аркадьевна СоболевскаяОни родились с разницей на 12 дней: 6 и 18 ноября. Обе закончили Томский университет, у обеих был один учитель – профессор Виктор Владимирович Ревердатто. Первый «звездный час» К.А.Соболевской пришелся на 1944 г., когда она начала экспедиционную работу в Туве, только что вошедшей в состав СССР и бывшей подлинным «белым пятном» для исследователей. Полевые и камеральные сезоны увенчались в 1950 году защитой докторской диссертации на тему «Флора и растительность Тувы и их происхождение» (1950 г.) в Ботаническом институте АН СССР (г.Ленинград) и открытием нескольких новых видов растений. В следующем году Кира Аркадьевна получила приглашение на работу в ленинградский БИН, и в прямом смысле паковала чемоданы. Но тут к ней обратился академик Михаил Иванович Лаврентьев с предложением возглавить ботанический сад – с перспективой его переноса  в Академгородок и существенного расширения как материальной базы, так и диапазона исследований.

Кира Аркадьевна согласилась. И осталась жить в Сибири до конца своих дней. Ботанический сад она возглавляла ровно 20 лет – до 1971 года.  До 1964 г. ЦСБС располагался в Заельцовском районе Новосибирска, занимая территорию в 232 га, где были созданы дендрарий, георгинарий, экспозиции и коллекции травянистых растений. Как и планировалось,  Президиум СО АН СССР в 1964 г. постановил перенести ЦСБС в Академгородок «…в целях дальнейшего развития ботанических исследований, направленных на изучение и обогащение растительных ресурсов Сибири, а также для улучшения состояния лесов и зеленых насаждений Новосибирского научного центра». По словам ученицы Соболевской, доктора биологических наук Галины Ивановны Высочиной, «Сад становился солидным исследовательским учреждением, разрабатывающим общеакадемическую проблему акклиматизации и интродукции растений».

Александра Владимировна КуминоваКак это происходило и во многих других институтах Академгородка, ключевая специализация научного учреждения совпадала с исследовательскими интересами его лидера. Кира Аркадьевна, со слов Г.И. Высочиной, «создавала теорию интродукции на позициях Николая Ивановича Вавилова». Не единственную, одну из нескольких, но именно подход К.А.Соболевской был связан со становлением школы ботанического ресурсоведения, а эта школа, в свою очередь, была востребована в связи с государственными задачами изучения всего комплекса природных ресурсов Сибири, особенно – в зоне БАМа. Но интродукция была для Киры Аркадьевны не только мультиинструментом для «внедрения в народное хозяйство» потенциально продовольственных, лекарственных и декоративных дикоросов, но и для их сохранения. Она организовала работу над Красными книгами многих сибирских регионов, отстаивала экологические приоритеты как член Совета ботанических садов СССР. Кира Аркадьевна была активной общественницей – более 20 лет входила в Комитет советских женщин и несколько международных научных и женских организаций. Она запомнилась как требовательный и бескомпромиссный руководитель, ради достижения результата принципиально не избегающий конфликтов. «Судьба Киры Аркадьевны была не из легких, - намекнул на юбилейной конференции некогда сменивший ее на посту директора ЦСБС доктор биологических наук Иван Варфоломеевич Таран, - В другое время и в другом месте следует рассказать и об этом».

«Своей ботанической матерью» назвала профессора А.В.Куминову кандидат биологических наук Татьяна Владимировна Мальцева. Как для Соболевской ресурсоведение и интродукция, так для Александры Владимировны главной научной орбитой стала геоботаника. «В 1930-е-1940-е годы, - считает Т.В.Мальцева, - геоботаника оказалась одной из самых  востребованных обществом наук». Первый большой успех А..В.Куминовой также пришелся на 1944 год, когда она стала доцентом Новосибирского сельхозинститута. В том же году она организовала экспедицию в Кулундинскую степь, затем, в 1945-1948 годах, сосредоточилась на изучении распространения  растительности в Кузнецкой степи и по Кузнецкому Алатау. «Куминова — лучший знаток растительного мира Сибири, но в нем она прежде всего выделяла степи и называла их своим любимым объектом», - поделился доктор биологических наук Бимба-Цырен Батомункуевич Намзалов.

В последующие годы экспедиции под руководством А.В.Куминовой прошли, почти без исключения, всю Сибирь. Результатами этой работы стали фундаментальные монографии по геоботанике Южной Сибири, Тувинской котловины. Но предметом ее наибольшего внимания была флора Горного Алтая, которой были посвящены не только многие книги и статьи, но и стихи профессора Александры Куминовой. Всю жизнь, с ранней юности, она вела дневники, носившие одновременно и научный, и личный характер. 1951-м годом датированы такие строки:

Пусть хмурится дождь поливает и ветер смеется,
И хмурится тучами красный закат,
Но смотрит вперед, никогда не сдается
Советской науки солдат!

Андрей Соболевский

Википедия о ЦСБС:

Ботанический сад имеет не только научное значение, но также является популярным местом отдыха для многих жителей Академгородка. На его территории расположены экспозиции, имеющие эстетическое значение («Каменистая горка», «Сад непрерывного цветения»(520 видов), «Бонсай» в открытом грунте (150 выставочных экземпляров) и др.).
Ботсад используется жителями Академгородка для сбора грибов, проведения пикников, велосипедных поездок, зимой — для лыжных прогулок, на подходящих склонах катаются сноубордисты. К сожалению, оставляемый мусор и поездки автомобилей, квадроциклов и снегоходов (зимой) отрицательно сказываются на экологической обстановке Ботанического сада.

Существует проект по созданию на территории Ботсада и прилегающих территориях особо охраняемой природной территории (ООПТ), что ограничит, в частности, движение транспорта по территории Ботсада. Вместе с тем время от времени в местных СМИ появляется информация о проектах застройки части территории Ботсада, что вызывает серьезное беспокойство у значительной части жителей Академгородка.