Филологи из Новосибирского государственного педагогического университета исследовали эмотивно-оценочные слова общего рода и выяснили, что многие из них тяготеют к гендерной определенности. Так, если говорят «скотина» или «пьяница», речь, скорее всего, идет о мужчине, а «жадиной» и «распустехой» в большинстве случаев называют женщин. Статья об этом опубликована в «Сибирском филологическом журнале».
К существительным общего рода относят слова (обычно разговорные или просторечные), заканчивающиеся на «а» и называющие лиц по характерному действию или свойству: «гуляка», «зевака», «недоучка», «зубрила», «жадина», «плакса», «злюка», «сластена», «неженка» и другие. Однако имеется немало случаев, когда отнесение к общему роду представляется не таким уж бесспорным («душенька», «пьяница», «прощелыга», «глупышка»). Присуща ли таким словам гендерная семантика, решили выяснить сибирские филологи: директор Института филологии, массовой информации и психологии НГПУ кандидат филологических наук Елена Юрьевна Булыгина и профессор кафедры современного русского языка доктор филологических наук Татьяна Александровна Трипольская.
«Предварительный анализ языкового материала позволил принять в качестве гипотезы следующие положения. Первое: в этом разряде эмоционально-оценочной лексики идут активные процессы, в результате которых лексемы утрачивают способность обозначать лиц и мужского, и женского пола и становятся гендерно-определенными. Второе: некоторые лексемы, сохраняя грамматическую характеристику общего рода, приобретают разную эмоционально-оценочную семантику применительно к лицам мужского или женского пола и становятся полисемантами», — пишут ученые.
Чтобы проверить свои предположения, сначала исследовательницы обратились к толковым словарям: «Большому академическому словарю», «Малому академическому словарю» и «Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой» (ТСОШ). В выборке существительных общего рода они выявили лексемы, очевидным образом тяготеющие к характеристике лица либо мужского пола, либо женского.
Затем настала очередь эксперимента. «Мы выбрали 15 слов из 150, которым ТСОШ дает помету “общий род”, но, на наш взгляд, именно семантика этих слов в наибольшей степени противоречит ей, обнаруживая определенное гендерное значение. Для подтверждения нашей гипотезы был проведен специальный опрос в популярной социальной сети. Респондентами стали молодые люди (150 человек) в возрасте от 18 до 34 лет, количество мужчин и женщин в процентном отношении одинаково. Им предлагалось определить, кто — мужчина или женщина — может быть охарактеризован с помощью этих существительных», — описывают опыт в статье.
Оказалось, что такие слова, как «пьяница», «заблудыга», «скотина» подавляющее большинство респондентов относят к мужскому полу, тогда как под «глупышкой», «пустышкой» и «распустехой» имеют в виду женщин.
Результаты эксперимента проверили с помощью корпусных данных. Туда попали такие существительные, как «воображала», «гулена», «пьяница», «скотина», «глупышка», «прощелыга», поскольку данные лексикографического анализа и эксперимента требовали уточнения. Ученые рассматривали первые 100 (а иногда и 200) контекстов Национального корпуса русского языка для каждого из выбранных слов. Так, например, исследователи сделали вывод об отношении наименования «пьяница» преимущественно к лицам мужского пола. Из 100 проанализированных контекстов слова «скотина» встретились только три, относящие лексему к лицам женского пола, причем в произведении одного и того же автора.
«Нам кажется, что рассмотренные существительные общего рода (к которым их относят данные толковых словарей) утратили или утрачивают способность характеризовать лиц мужского и женского пола и демонстрируют гендерную определенность, — пишут исследовательницы. — Эта тенденция поддерживается разными причинами языкового и неязыкового характера: глупышки/голышки/малышки преимущественно обозначают лиц женского пола, поскольку имеются соответствующие мужские номинации (глупыш/голыш/малыш); так же — гулена и гуляка; уродина и урод. Кроме того, в картине мира социума имеются представления (стереотипы) о так называемых мужских и женских недостатках: прощелыга, пьяница, забулдыга — скорее мужские, распустеха — о женской неряшливости».
По словам ученых, подобное гендерное расслоение эмотивно-оценочных единиц ведет и к изменению рода, и к образованию многозначного слова, в котором мужские и женские характеристики будут отличаться эмотивно-оценочным содержанием. С учетом полученных результатов специалисты предполагают разработать словарные статьи этой группы прагматически маркированной лексики.
Материал подготовлен по статье «Гендерно-маркированная лексика: лексикографическая традиция и динамические процессы в современном русском языке», Елена Юрьевна Булыгина, Татьяна Александровна Трипольская, «Сибирский филологический журнал». 2022. № 2. С. 186–200.
«Наука в Сибири»
Фото из открытых источников