Институт филологии СО РАН опубликовал «Мифологический словарь алтайцев». В издание вошли 425 мифем, поэтически описывающих картину мира, нарисованную в фольклоре этого народа. О том, какие образы населяют мифологию алтайцев и как там оказались Всемирный потоп и буддистские бодхисатвы, мы поговорили с автором словаря ведущим научным сотрудником ИФЛ СО РАН доктором филологических наук Надеждой Романовной Ойноткиновой.
Миф как единица сознания
«Я понимаю миф как единицу мышления, сознания, которая реализуется в разных текстах и жанрах. Он может содержаться и в эпосе, и в легенде, и в предании, даже в песне или заклинании», — отмечает исследовательница. Мифема — это кратчайшая лексическая единица мифа.
Над составлением мифологического словаря исследователи начали работать в 2010 году. Всё началось с того, что с 2005-го коллектив авторов из Института филологии СО РАН и Института алтаистики им. С. С. Суразакова (Горно-Алтайск) готовил том «Несказочная проза алтайцев» академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», который был опубликован в 2011 году. В его корпус вошли фольклорные тексты: мифы, легенды, предания. Однако осталось много неизученного материала. Нужно было его систематизировать.
Также ученые проводили экспедиционные выезды, где собирали новые мифологические тексты. Всего с 2004 года состоялось 15 таких выездов в разные районы Республики Алтай. Кроме того, при составлении словаря использовались архивные тексты, собранные известным советским этнографом Андреем Викторовичем Анохиным. Неоцифрованные, они хранятся в архивах музеев Барнаула, Томска, Москвы и Санкт-Петербурга.
«Мифологический словарь алтайцев» двуязычный — толкование мифем производится на русском, а примеры с переводом даются на алтайском языке. Книга адресована фольклористам, лингвистам, философам, этнографам, а также широкому кругу читателей, интересующихся мифологией, традиционной культурой тюркских народов Южной Сибири.
Мифологический мир Алтая
«“Мифологический словарь алтайцев” сформирован по тематическому принципу. Его структура задается структурой мировидения алтайской мифологии. Как и в других мифологиях, мир в ней делится на верхний, средний и нижний», — говорит Надежда Ойноткинова.
Во главе пантеона алтайских богов стоит Кудай (его еще называют Ульген, Курбустан) — бог, объединяющий небо и землю. Он обитает на своей Золотой горе – Алтын-Туу, где стоит его золотой дворец. Есть миф, что именно там Кудай создавал первого мужчину и первую женщину. У него служат другие доброжелательные к человеку божества верхнего мира, которые также связаны с небом.
В нижнем мире обитают духи, враждебные человеку. Его владыкой является бог Эрлик, брат Кудая. Духи подземного мира управляют опасными природными явлениями, например вихрями или потопами. На Алтае есть немало топонимов с наименованиями злых духов. Например, Алмысту — местность, где живут алмысы, злые духи, Азалу — местность, где обитают аза, злые духи.
В среднем мире обитают человек и многочисленные земные божества и духи-хозяева окружающей природы: духи огня, ветра, воды, гор, лесов, домашние духи. У каждой горы может быть свой дух. Во времена шаманизма на Алтае было очень много почитаемых гор, А. В. Анохин составил подробный список, где описал, каким горам поклонялись алтайские роды. Считается, что по подсказкам духов гор созданы некоторые алтайские музыкальные инструменты.
Духи и боги гор представляются алтайцам человекоподобными, хозяева озер же являются в образе животных. Например, широко известен дух озера Синий бык. Духи рек и озер довольно жестоки по отношению к человеку, им следует оказывать все необходимые почести.
Животные в мифологии алтайцев подразделены на две группы: белые и черные. Все они обитают в среднем мире, но белые сотворены божествами верхнего мира, а черные — нижнего. Первые — это домашние животные, которые использовались в хозяйстве (конь, овца, корова и так далее). К животным нижнего мира относят медведя, верблюда, козла, дикого кабана, лягушек, змей. В алтайском эпосе богатырь всегда рождается со своей рыжей лошадью, а у злодеев черного мира кони обычно черные.
В мифологии Алтая очень много мифов о звездах — о Полярной звезде, Большой Медведице, созвездии Орион. Многие мотивы, выявленные в них, являются общемировыми. Как и во многих мифологиях Центральной Азии, на Алтае считается, что звезды — это люди, которые поднялись на небо. Звезды Большой Медведицы — это семь братьев, сыновья хана, которых Кудай превратил в звезды из-за их лени.
Напрямую задействована в обрядовой культуре и Луна, обряды поклонения Алтаю и духам гор проводятся в новолуние на четвертые-восьмые сутки.
Некоторые шаманские божества алтайцев возникли на основе представлений о металлах. Например, божество нижнего мира Темирхан — Железный-хан, Тьажылхан — Медный хан.
Алтайский синкретизм
Мифология алтайцев впитала в себя различные религиозные течения. В составе алтайцев есть роды, произошедшие от найманов и кыпчаков, которые еще в Средневековье знали ранние формы религии: христианства, пришедшего с несторианством, а также буддизма.
В Уйгурском каганате многие буддистские тексты переводились с тибетского на уйгурский, поэтому в уйгурских религиозных текстах много заимствованных буддистских терминов. Уйгуры к середине VIII века в значительной степени находились под влиянием центральноазиатской версии буддизма, в 604 году он был провозглашен государственной религией. В алтайских легендах о сотворении мира и человека, в частности в текстах конца XIX—начала XX века, встречаются имена буддистских божеств: Майтрея — Май-Тере, Манджушри — Манды-Шире, Шан-Ди — Шал-Дьиме, Дипанкара — Тепкара (Дьапкара), Будда — Бодо-Сунку, Шимынь-бурхын — Шакьямуни», — рассказывает Надежда Ойноткинова.
Заимствованные из буддизма бодхисатвы служат верховному алтайскому богу Ульгену (Курбустану). У каждого из них есть свои обязанности. Один должен научить людей охотиться и рыбачить, другой спасает их от стихийных бедствий, третий — оберегает от войны.
Из христианства в фольклор алтайцев вошли также легенды о Всемирном потопе и Вавилонской башне. Они причудливо переплетаются с национальной алтайской мифологией. Например, Всемирный потоп воплощается в образе мифического синего козла. Вместо имен Ноя и его сыновей в легенде фигурируют алтайские нарицательные имена или имена исторических личностей. Некоторые важные эпизоды легенд дополняются чисто локальными этиологическими мифами. Так, когда Ной поднимал жену с помощью весла, одежда на ней порвалась сзади. Этим случаем объясняется появление разреза на женском кафтане — чегедеке.
Многие сюжеты и мотивы, связанные с буддистскими и христианскими легендами, проникли в сказку и эпос и закрепились в алтайской мифологии.
Такой синкретизм свойственен не только мифологии алтайцев. Многие мифологические представления, сюжеты и мотивы распространялись по свету в результате войн и контактов разных народов.
Так, например, древним тюркам было известно представление о солнечном луче как средстве передачи души-кут человеку, посылаемой божеством. В генеалогической легенде, обнаруженной в Египте в XIV веке, отмечается, что в горах Каратаг, на границе с Китаем, воды затопили одну из пещер и замыли в ней глиной яму, имевшую форму человека. За девять месяцев под воздействием солнечных лучей этот глиняный человек ожил. Так появился предок тюрок по имени Ай-Атам. Эта легенда проникла в Египет, предположительно она могла быть занесена мамлюками-кыпчаками. Представления о луче как способе передачи души для зачатия ребенка присутствуют и в шаманских текстах алтайцев.
«Мифологический словарь алтайцев» опубликован в рамках реализации проекта «Культурные универсалии вербальных традиций народов Сибири и Дальнего Востока: фольклор, литература, язык» (проект № 075-15-2019-1884) на базе созданной в Институте филологии СО РАН лаборатории вербальных культур Сибири и Дальнего Востока.
К выходу готовится второй том. По словам исследовательницы, издание «Мифологический словарь алтайцев» будет продолжено по проекту РФФИ «Мифологическая лексика алтайцев: лексикографическое описание и исследование», № 20-012-00265 А. В него войдут такие разделы, как «Сакральный ландшафт», «Культурные герои», «Календарные праздники», «Сакральные предметы», «Ритуальные действия» и другие. Предполагается, что он увидит свет уже в 2022 году.
Диана Хомякова
Фото автора