В новосибирском Академгородке, в Выставочном центре СО РАН, открылись две выставки научной фотографии: «Природа науки» и «Объекты». Экспозиции прибыли из ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН». Авторы снимков представили научные объекты и направления исследований красноярских ученых с разных точек зрения. Фотографии демонстрируют неразрывную связь между наукой и окружающим миром.
Открытие выставок научной фотографии в Выставочном центре СО РАН. Фото предоставлено группой научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН
К открытию выставок был приурочен круглый стол «Роль фотографии в научной коммуникации», на котором участники обсудили особенности и сложности популяризации науки с помощью фотографии. В мероприятии в качестве приглашенных спикеров приняли участие директор Института систематики и экологии животных СО РАН член-корреспондент РАН Виктор Вячеславович Глупов; куратор выставок, научный фотограф и специалист группы научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН Анастасия Андреевна Тамаровская; пресс-секретарь Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН Надежда Валерьевна Дмитриева. Модератором круглого стола выступил куратор выставок и руководитель группы научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН кандидат биологических наук Егор Сергеевич Задереев.
На круглом столе состоялась дискуссия о современных тенденциях и возможностях в области научных коммуникаций, а также о том, как рассказывать о науке с помощью визуальных средств. Задал философский тон обсуждению Виктор Глупов, известный в мире фотографии как Виктор Стасевич. Он рассказал об особенностях портретной фотографии и необходимом для передачи красоты и динамики мира мировоззрении фотографа. В частности, Виктор Вячеславович отметил, что, по его мнению, прямолинейные подходы к популяризации науки в фотографии не всегда пригодны. Взгляд фотографа, а значит, и популяризатора науки, должен охватывать несколько миров одновременно. Для того чтобы взглянуть на окружающий нас мир по-новому, могут быть использованы разные приемы: схождение линий; макросъемка, казалось бы, обычных предметов.
Виктор Глупов иллюстрировал выступление своими наиболее удачными работами и приемами. Особое внимание эксперт уделил портретной фотографии. Он отметил, что каждый человек — это мир, и перед фотографом стоит задача раскрыть его. Съемка человека, несмотря на всю сложность, — один из его любимых жанров. Виктор Вячеславович акцентировал, что, снимая человека, важно разговаривать с ним.
«Когда говоришь с человеком, его лицо сразу становится живым, а ты в это время работаешь с камерой. В итоге портрет тянет за собой 150—200 кадров. У меня есть кадр девушки-ученого, бердвотчера из Австралии. Я не мог ее сфотографировать так, как мне хотелось, пока она не окольцевала птицу. На то, чтобы поймать нужное выражение лица и нужный момент, у меня ушло два месяца», — поделился своим опытом Виктор Глупов.
Участники круглого стола (слева направо): Егор Задереев, Анастасия Тамаровская, Надежда Дмитриева, Виктор Глупов. Фото Любови Осиповой
Пресс-секретарь ИФП СО РАН Надежда Дмитриева рассказала о взаимодействии пресс-службы института с публикой и фотографами. По ее мнению, для проведения выставок важно выбирать площадки, где можно найти новую аудиторию. Так, например, одну из выставок Надежда Дмитриева с коллегами организовала на фестивале современного искусства. За счет этого экспозиция и представленная на ней научная отрасль стали доступны широкой аудитории, и зрители познакомились с работами ученых института в интересном и визуально привлекательном формате. Другая выставка (в рамках премии «Лидеры сегодня»), посвященная 60-летию полета человека в космос, дала возможность продемонстрировать исследования ИФП СО РАН правительству региона, руководителям предприятий и других НИИ. То есть участие в выставках разного формата и направленности позволяет выйти на разные целевые аудитории.
Кроме общения в красивой и доступной форме с различными целевыми аудиториями, научная фотография может выполнять и другие задачи. Например, специалисты ИФП СО РАН используют ее для иллюстрации научных и научно-популярных статей. Так как многие фото делают сами сотрудники института, для них участие в выставках — это еще и признание их творчества, того, что они могут разделить со зрителем свое видение прекрасного. Также подобные проекты демонстрируют высокую квалификацию ученых, особенно, когда речь идет о фотографиях, сделанных с помощью сложного оборудования, что требует специальных навыков.
Научная фотография также может быть инструментом корпоративного пиара и брендинга. Надежда Дмитриева отметила, что корпоративные календари с использованием научной фотографии всегда интересны. Она показала календарь компании, производящей научное оборудование (в частности, атомно-силовые микроскопы), в котором использованы творчески обработанные присланные пользователями фотографии. Подобная продукция создает позитивную связь между организацией и людьми.
«Если у вас имеется большой архив собственных фотографий, вы можете их использовать для разных форматов. Например, есть сайт, где, выбрав месяц и дату, можно узнать, какую фотографию снял в ваш день рождения космический телескоп “Хаббл”. Такая привязка к зрителю роднит его с организацией, которая представляет фотографии. Возможно, потом человек распечатает эти фотографии на открытках, поделится в социальных сетях», — рассказала о возможном подходе к популяризации науки через фотографию Надежда Дмитриева.
Научный фотограф Анастасия Тамаровская поделилась своим взглядом на общие интересы и конфликты в треугольнике: ученые, популяризаторы и художники. Для ученых, безусловно, важно повышение престижа науки, достижение экономического благополучия страны через развитие науки, образования и промышленности, дополняющих друг друга. Также значимы открытия, прорывные технологии. Именно поэтому для исследователей важно рассказывать и широкой общественности, и узким специалистам о своих проблемах и достижениях. При этом для разных областей науки задачи могут различаться. Где-то нужен рассказ о необходимости развивать проекты уровня мегасайнс, например Сибирский кольцевой источник фотонов — СКИФ, ведь со стороны важность подобных многомиллиардных вложений может быть неочевидна. Есть свои проблемы и в медицине, и в биотехнологиях, где предрассудки или стереотипы могут помешать развитию таких новых технологий, как геномное редактирование или обычная вакцинация.
Для фотографа взаимодействие с наукой — это уникальная возможность снять то, что видят немногие. По мнению Анастасии Тамаровской, нужно правильно воспользоваться этой возможностью, ведь наука — та сфера, где работа фотографа полезна многим людям. Ученым качественные снимки необходимы для иллюстрации своих работ. СМИ используют их для рассказа о работе исследователей. Различные аудитории через работу научного фотографа больше узнают о науке. Фотографии также необходимы для создания буклетов, сувенирной продукции. Таким образом, эффект от усилий фотографа повышается во много раз и в них появляется дополнительный смысл.
Мастер-класс по портретной фотографии. Фото предоставлено группой научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН
Особенно Анастасия Тамаровская отметила вклад художников, в частности, представляющих бурно развивающееся молодое направление на стыке науки и искусства арт-сайнс. Оно включает в себя разные форматы, в его рамках художники вдохновляются новыми технологиями и мыслями о будущем. Созданные художниками арт-объекты, изображения, перформансы отражают меняющийся мир и наше представление о нем. При этом в руках творцов большая власть, ведь они могут и удивить, и повлиять на зрителя. В частности, особенно высок вклад кинематографа с его массовостью и возможностью показать любую реальность. Идеи, придуманные кинематографистами, становятся частью и, по сути, фактом нашей жизни. Это влияет на культуру и на восприятие нами тех или иных явлений.
«Научная фантастика и околонаучные темы нравятся зрителям. Художники, иногда в угоду эффектным творческим приемам либо отдаваясь своей фантазии, могут искажать факты и реальность. Потом это уходит в народ и приживается. Так рождаются образы сумасшедших ученых, безумных экспериментов над людьми. Возникает сложный этический вопрос: можно ли влиять на художников?» — на такой философской ноте закончила свое выступление Анастасия Тамаровская.
На следующий день после открытия выставок научной фотографии и открытой дискуссии она провела в Выставочном центре СО РАН практикум по научной фотографии «Как корректно и красиво снимать науку и ученых». Сначала участники познакомились с понятием научной фотографии, ее видами и приемами, а также в сессии «вопрос — ответ» обсудили интересующие их вопросы.
Мероприятие продолжилось в большом выставочном зале, где участники смогли поработать со светом, ракурсами, композицией, узнали, как сделать красивые портреты даже на смартфон, обсудили вместе со спикером, как организовать собственную выставку. Фотограф рассказала, что идеи о сотрудничестве рождаются порой в случайных беседах с коллегами и призвала чаще проявлять инициативу и предлагать свои проекты.
Фотовыставки «Природа науки» и «Объекты» экспонируются в большом зале на первом этаже Выставочного центра СО РАН (Новосибирск, ул. Золотодолинская, 11). Вход бесплатный.
Группа научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН