Новосибирск в тылу войны

В марте 1939 года XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии большевиков утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР. За первые три года его выполнения был существенно увеличен объем валовой продукции всей промышленности страны, в особенности машиностроения. Реализация плана, однако, была прервана войной. С началом боевых действий все крупные предприятия ускоренными темпами начали переходить на выпуск военной продукции, а основное внимание советского правительства было обращено на укрепление обороноспособности страны. 

Еще до начала войны Сибирь была стратегически важным регионом СССР с обширной сырьевой и индустриальной базой, в котором уже функционировали несколько оборонных предприятий. «К ним относятся Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова и комбинат № 179 (все советские предприятия были номерные) по производству боеприпасов и сельскохозяйственной техники. Он был более известен как “Сибметаллстрой”, а сегодня — как “Сибсельмаш”», — рассказывает старший научный сотрудник сектора истории социально-экономического развития Института истории СО РАН кандидат исторических наук Роман Евгеньевич Романов. 

В других городах — Иркутске, Кемерове, Омске — также находились действующие заводы, комбинаты или площадки по строительству новых предприятий военно-промышленного комплекса. С ними Сибирь и вступила в период Великой Отечественной войны. Предприятиям гражданского профиля (металлургическим, машиностроительным, химическим, легкой промышленности) приходилось в первые месяцы войны перестраиваться на военный лад. Так, например, новосибирский завод «Труд» перешел от изготовления оборудования для промышленного производства на выпуск боеприпасов и другой военной продукции, в том числе камер для реактивных снарядов гвардейских минометов «катюша». 
 
Расширение существующих оборонных предприятий и переустройство гражданских — это лишь одна сторона перестройки экономики в военные годы. Самый важный ее этап был связан с эвакуацией предприятий.

Поточное производство на заводе № 65 им. Сталина. Фото из фондов Государственного архива Новосибирской области

Поточное производство на заводе № 65 им. Сталина. Фото из фондов Государственного архива Новосибирской области

Эвакуация предприятий

Она была прямым следствием начала Великой Отечественной войны и стремительного продвижения немецких войск на восток к крупным промышленным центрам СССР. К ним российские экономические историки относят Центральный промышленный район с центром в Москве, Северо-Западный с центром в Ленинграде, Юго-Западный (или Южный) с центром в Криворожье и Уральский с центром в Свердловске (ныне Екатеринбург). С геополитической точки зрения конца 1930-х — начала 1940-х годов из этих четырех крупных промышленных районов первые три могли попасть под прямой удар вражеских войск и авиации. Чтобы избежать выведения из строя всего оборудования, его необходимо было перебросить из зон боевых действий на восток страны.

«Главный вопрос заключался в том, куда и как эвакуировать предприятия, — отмечает Роман Романов. — Организацией этого процесса занимался Совет по эвакуации при Совете народных комиссаров СССР под руководством Лазаря Моисеевича Кагановича, а позже — Николая Михайловича Шверника. В задачи Совета входило составление графиков эвакуаций, принятие решений о том, откуда и куда перевозить оборудование, в каком количестве. Решение об эвакуации принимал Государственный комитет обороны под председательством Иосифа Виссарионовича Сталина». 

За годы войны Сибирь приняла более 400 предприятий и организаций. Все станки и приборы перевозили в железнодорожных составах специального назначения, называемых эшелонами. Вместе с ними отправляли кадровых специалистов и квалифицированных рабочих, которые должны были разгрузить, запустить оборудование и подготовить его к эксплуатации. Все остальные составы выдвигались в порядке приоритетности. Путь был довольно долгим: ехать из западной или центральной части СССР на Урал и в Сибирь приходилось неделями. 

Варианты размещения прибывшего оборудования были разными. Наиболее удачный — на уже действующих предприятиях, так называемых заводах-дублерах. «В Новосибирске такими точками базирования стали уже известные завод им. Чкалова и “Сибметаллстрой”, принимавшие, соответственно, оборудование московских, ленинградских авиазаводов и заводов Народного комиссариата боеприпасов СССР. Вторым вариантом было размещение на строительных площадках. Здесь уже речь идет не о расширении или реконструкции предприятия, как в первом случае, а фактически о создании нового. Формально действовавший ранее завод приходилось строить с чистого листа на новом месте. Наконец, эвакуированное оборудование могли поместить в непроизводственных корпусах: школах, больницах, кинотеатрах, подсобных помещениях. В качестве таких примеров можно привести заводы Наркомата боеприпасов № 386 и № 635, эвакуированные на станцию “Заводская” (ныне микрорайон Пашино) в 20 километрах от центра Новосибирска. Никакой производственной инфраструктуры там не было, только артиллерийские склады», — говорит Роман Романов. 

Авиастроение на заводе им. Чкалова. Фото с сайта iohotnik.ru Авиастроение на заводе им. Чкалова. Фото с сайта iohotnik.ru

Большая роль ленд-лиза в условиях войны

В современной историографии иногда упускается из внимания тот факт, что все предприятия — это конечные звенья производственных цепочек, которые выпускают уже готовую продукцию: самолеты, танки, снаряды. Но для ее выпуска требуется вложение колоссальных средств и ресурсов, которых часто оказывалось недостаточно.

С углем проблем у Западной Сибири не было благодаря Кузнецкому угольному бассейну, а вот с нефтью всё оказалось гораздо сложнее. Дело в том, что ее главный источник был расположен на Кавказе, в Баку, а в 1942 году эта территория потенциально могла стать зоной боевых действий. В тот период Академия наук СССР начала активно работать над этим вопросом и разведывать другие месторождения, например в Поволжье. О том, какие богатства скрываются на севере Западной Сибири, тогда еще не знали. В азиатской части страны основным нефтяным источником был Сахалин, но его одного не хватало. Здесь значимую роль сыграла помощь союзников по антигитлеровской коалиции.

«Когда в Сибирь было эвакуировано огромное количество оборонных предприятий, сегмент обрабатывающей промышленности существенно расширился, а добывающие и перерабатывающие отрасли начали отставать по объему производства. Тогда нас и выручили союзники, которые поставляли цветные металлы, легированную сталь, нефтепродукты, химикаты, станки, автомобили (знаменитые “Студебекеры”) и многое другое», — рассказывает ученый.

Конечно, в годы войны ленд-лиз помог закрыть некоторые лакуны советской экономики, но большую часть продукции СССР всё же изготавливал собственными силами. Так, в Новосибирске авиастроение было представлено заводом им. Чкалова, производство боеприпасов — комбинатом «Сибметаллстрой», радиотехники и электровакуумных изделий — заводом им. Коминтерна и заводом «Светлана», оптико-механической продукции (прицелов, артиллерийских панорам) — Новосибирским приборостроительным заводом им. Ленина.

Поточное производство на заводе № 65 им. Сталина. Фото из фондов Государственного архива Новосибирской области Поточное производство на заводе № 65 им. Сталина. Фото из фондов Государственного архива Новосибирской области

Проблемы на «домашнем» фронте

С 1941-го по 1942 год Новосибирск принял более 140 тысяч человек с прифронтовой полосы. Эвакуированных часто размещали наспех во временные жилища: бараки и землянки. Пища, одежда и медикаменты были в очень дефицитном количестве. Во многом это объясняет, почему в начальный период войны качество рабочей силы в Сибирском регионе было довольно низким, и сказывалось это, прежде всего, на темпах и возможностях развертывания производства. Отставание и невыполнение планов также было вызвано перебоями с поставками материалов и сырья, сбоями электроснабжения. «Такие организационные проблемы приходилось решать максимальной загрузкой рабочего персонала, то есть повышением производительности труда за счет увеличения рабочего дня и скорости выполнения станочных операций. Частично это компенсировало недостатки советской военной экономики и обеспечивало бесперебойное снабжение вооруженных сил на фронте», — комментирует историк.

Несмотря на трудности, с которыми предстояло столкнуться, люди мужественно принимали бремя войны и полностью отдавали себя работе, а подвиги некоторых из них вошли в исторические книги и учебники. «Нельзя не отметить роль стахановского движения в этот период, — продолжает Роман Романов. — В июле-августе 1941 года на фабриках стали появляться первые “двухсотники”, которые давали две нормы выработки вместо одной. В Новосибирске это был слесарь Степан Ильич Левяков. Период с марта по май 1942 года связан с фигурой Павла Ефимовича Ширшова, токаря “Сибметаллстроя” и одного из первых “тысячников” Новосибирска. Он смог так усовершенствовать свой станок, что выполнял уже 10—12 норм за смену. Вскоре появились и первые “десятитысячники”: фрезеровщик Иван Илларионович Монаков, мастер Константин Никитович Беляк и слесарь-разметчик Николай Дмитриевич Санин. Они перевыполняли свою норму на 10 000 % и более».

С уходом мужчин на фронт их место за станками и на полях колхозов занимали женщины, подростки и дети. После начала войны еще вчерашние школьники начали приходить на предприятия добровольно, некоторых мобилизовали. Они довольно быстро овладевали необходимыми для работы навыками и постепенно включались в соцсоревнования между предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими. Лучшие стахановцы награждались знаком «Победитель социалистического соревнования», бригады — переходящими Красными знаменами и некоторыми другими видами поощрений. Позже эти ребята создавали уже собственные профессиональные команды и вместе со своим трудовым коллективом становились толкачами производства. «В тот период особенно выделялся Борис Зенков, один из первых “десятитысячников” среди рабочей молодежи Новосибирска. Отличные результаты показывали и Владимир Великий, Александра Калинина, Пётр Свириденко», — подчеркивает историк.

За время Великой Отечественной войны новосибирские предприятия выпустили более 160 000 радиостанций, 180 000 оптических прицелов и другой военной техники, 6 бронепоездов, на заводах было смонтировано и установлено свыше 16 000 различных станков. За проявленное мужество, героизм и отвагу тружеников тыла указом президента Российской Федерации от 2 июля 2020 года Новосибирску было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести».

Полина Кустова

Фото из открытых источников