Новая экологическая угроза в последние десятилетия отмечается учеными во многих регионах мира. В экосистемы активно проникают несвойственные им чужеродные виды растений из других стран и даже континентов. Мониторинг и составление списков инвазивных растений на территории Сибири проводятся по всему региону, включая Кузбасс, где была издана «Черная книга флоры Сибири».
Борщевик Сосновского
Агрессивно настроенные зеленые пришельцы вторгаются в экосистемы, атакуют сельские поля и городские дворы, вредят их обитателям и угрожают здоровью всех живых существ. То, что могло бы звучать как синопсис фантастического фильма об инопланетянах, на самом деле происходит каждый теплый сезон в растительном мире вокруг нас.
Всё живое перемещается. Миграция свойственна не только людям и животным, но и многим видам растений. Семязачатки свободно разносятся с ветром и водой, переносятся человеком — так формируется флора. Однако переселение определенных видов скорее похоже на захватническое вторжение, чем на мирное соседство. Освоившись в новых условиях, такие растения подавляют аборигенные виды, приводят к существенным изменениям экосистем и потерям биологического разнообразия. Растения, которые активно распространяются за пределами своего естественного ареала, причиняя экономический или экологический вред, называют инвазивными (от англ. invasion — вторжение).
Проникновение чужеродных видов растений на новые территории происходило во все времена. С появлением человека и развитием цивилизации процессы инвазии ускорялись с каждой новой эпохой. Войны, миграции населения, межнациональная торговля всегда помогали флоре преодолевать географические и климатические барьеры. «За колонистами-людьми следуют колонисты-растения», — уже в XIX веке отмечал ботаник Пётр Феликсович Маевский. Сегодня биологические инвазии происходят в общемировом и региональном масштабах, и, по заверению ученых, их темпы будут заметно расти с каждым десятилетием из-за глобализации рынков, перевозок, туризма и товарообмена.
Люпин многолистный
Чужеземные растения могут мигрировать множеством путей, начиная от грузового транспорта и заканчивая семенами на подошве обуви. Также распространение может происходить через специально взращиваемые сельскохозяйственные и декоративные культуры. Например, клен ясенелистный (Acer negundo) и эхиноцистис (колючеплодник лопастный), названный в народе бешеным огурцом, попали из Северной Америки в Европу, а затем и в Россию через ботанические сады. В Сибири пути проникновения клена связаны с городским озеленением и посадкой лесозащитных насаждений, а эхиноцистиса — с развитием туризма и огородничества.
Большая часть Сибирского региона расположена в высоких широтах, что выступает мощным сдерживающим фактором для поселения инвазивных растений. Южная Сибирь более подвержена инвазиям, потепление климата на 2 ℃ позволяет не только выживать новым заносным растениям, но и превращает их в конкурентов для аборигенных видов. Черными дырами, через которые чужеродные виды приходят в регион, как правило, становятся свалки, отвалы горнодобывающих предприятий, территории с нарушенной экосистемой. Сейчас большинство инвазивных видов проникают в Россию из Европы, где они уже завоевали новые территории.
Заносные виды не сразу проявляют свой вредоносный характер. На акклиматизацию, перестройку генотипа растения и накопление семенного материала требуются десятилетия, и уже потом происходит инвазивный взрыв. Одним из самых опасных чужеземных видов стал борщевик Сосновского, который сегодня заполоняет километры полей и лесов почти по всей территории России. В СССР, особенно во времена восстановления сельского хозяйства, борщевик перевозили с Кавказа в северные регионы, так как он считался идеальной кормовой культурой. Постепенно культивированное растение выходило из-под контроля и стало большой проблемой для населения, угрожая как полезным культурам, так и здоровью людей и животных. Такие опасные чужеродные виды называют трансформерами, так как они активно внедряются в естественные и полуестественные растительные сообщества, меняя облик экосистем.
Виды-трансформеры не только препятствуют возобновлению местных растений, но также могут вызывать аллергические реакции у людей и отравление у животных. Например, упомянутый борщевик в сухом виде не опасен для здоровья, однако его сок вызывает ожоги на коже при взаимодействии с ультрафиолетом солнечного излучения. Еще один вид — американский сорняк циклахена дурнишниковая (Cyclachaena xanthiifolia) — ядовит для скота и птицы и вызывает аллергию (поллинозы, в том числе с тяжелыми астматическими проявлениями) у людей. В наши дни этот вид уже распространился по Алтайскому краю, а также отмечен в Новосибирской и Томской областях.
Инвазивные виды сегодня по праву считаются второй (после разрушения мест обитания) угрозой биоразнообразию. Направленная борьба с растениями-агрессорами требует подробного изучения и прогнозирования, создания эффективных природоохранных программ. Даже если определенные чужеземные сорняки не опасны в настоящем времени, под влиянием глобального потепления и человеческой деятельности они могут стать масштабной проблемой в ближайшем будущем. Поэтому врага нужно знать в лицо.
Циклахена бурнишниковая
В 2016 году коллектив ученых-ботаников из нескольких регионов инициировал издание «Черной книги флоры Сибири», включившей описание 58 растений-агрессоров, которые представляют экологическую и экономическую опасность. Для каждого инвазивного вида здесь описана история его натурализации в регионе и возможное практическое применение, даны рекомендации по сдерживанию распространения.
Ученые уверены, что работа по эффективной борьбе с инвазивными видами должна вестись не только со стороны науки, но и при содействии с государственными структурами. Поэтому «Черная книга флоры Сибири» адресована не только научному сообществу, но и руководителям всего федерального округа. «Для каждого региона были подготовлены списки видов-трансформеров, разосланы в региональные отделения Росприроднадзора. Но обратной реакции мы не получили, — сообщил главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН доктор биологических наук Андрей Николаевич Куприянов. — Мы видим, что за последние десять лет количество и обилие чужеродных видов увеличивается. Пассивно мы это фиксируем. Но я не знаю ни одного сибирского проекта по изучению динамики инвазивных видов, поддержанного фондами РГНФ, РФФИ, и ни одной государственной программы, развивающей это направление. “Черная книга флоры Сибири” сделана “народным” путем, без единого бюджетного рубля или иного финансирования ни на проведение исследований, ни на полиграфические расходы».
Спустя несколько лет после издания «Черной книги флоры Сибири» отмечен всплеск активности инвазивных видов еще более выраженный, чем в начале века. Например, в Кемерове в 2009 году была найдена леерсия рисовидная (Leersia oryzoides), первоначальная родина которой — Северная Америка. Через 12 лет вид стал обычным практически для всей территории области. Леерсия и клен американский (Acer negundo) стали инвазивными в Сибири, хотя на своей изначальной родине, в Северной Америке, сорными видами не являлись. Новые чужеродные виды фиксируются постоянно, ежегодно и по всей Сибири. В одной из последних публикаций 2022 года по флористическим находкам из 18 новых для Кемеровской области таксонов 16 относятся к адвентивным видам.
«Как и любые растения, чужеродные наиболее уязвимы на ранних этапах развития, поэтому стоит проводить борьбу в ключе снижения выживаемости всходов или стерильности посевного материала, но это только в случае, когда катастрофа (инвазия) уже произошла, — прокомментировал старший инженер-биолог лаборатории “Гербарий” ФИЦ УУХ СО РАН Борис Германович Андреев. — Самый лучший способ противостоять инвазии — предупредить ее возникновение. Это может быть достигнуто путем просвещения населения для осознанного отказа от использования завозных модных декоративных видов в пользу аборигенных, более осторожного обращения с посевным материалом и созданием списков рекомендованных видов и сортов для озеленения населенных пунктов».
Масштаб проблемы негативного влияния инвазивных растений велик, но для многих всё еще не очевиден. В ряде стран проводятся природоохранные мероприятия по контролю занесенных видов, которые позволяют заранее пресекать возможные последствия разрастания пришельцев. Однако в России, как и в Европе, до сих пор не выработаны комплексные меры по биозащите в этой сфере. В Московской области издано постановление, обязывающее собственников уничтожать инвазивные виды на земельных участках, предусмотрены штрафы. Власти области выделяют сотни миллионов рублей на борьбу с борщевиком. Однако это лишь точечные действия, плановой работы на государственном уровне не проводится. Ситуация в Сибири еще не стала настолько критической, чтобы это взволновало региональные правительства, но в ближайшие десятилетия присутствие зеленых захватчиков может привести и к экономическим проблемам, ведь существенная часть инвазивных растений произрастает на землях сельскохозяйственного назначения.
Глеб Сегеда
Фото предоставлены исследователями