Сибирский этнограф изучила свадебные обычаи славянского населения Притомья

Присутствие на некоторых свадьбах архаичных традиций и обычаев сегодня является элементом развлечения, но еще во второй половине XX века в селах Притомья обряд бракосочетания сопровождался множеством обязательных ритуалов. Помимо праздничного веселья, жениха и невесту ждали разнообразные испытания: какие-то из них казались забавными и безобидными, другие — странными и пугающими. Именно свадебные обычаи являются отражением этнографической картины в локальных группах населения.

Сельское население Сибири в послевоенный период составляли переселенцы из других регионов страны, старожилы и их потомки. Межкультурное взаимовлияние способствовало объединению свадебных традиций разных этнокультурных групп, каждая из которых привнесла свои особенности в праздничные обряды. В одной области, но в разных селениях некоторые ритуалы могли исполняться в различных вариантах либо не встречаться вовсе. Советская власть и урбанизация сыграли свою роль в процессе изменения культурных обычаев — некоторые ритуалы забывались или же теряли значение, поэтому воспроизводить их стали меньше.

«Собрать много информации о свадебных обычаях получилось в отдаленных северо-восточных районах и деревнях Кемеровской области, практически на границе с Красноярским краем, в частности в Мариинском, Чебулинском и Тяжинском районах. Средний возраст информантов 70—90 лет — эти люди застали военное и послевоенное время, а война — мощный фактор трансформации культуры. Мне интересно было узнать о возможных проявлениях того или иного обряда, который мог отличаться какими-то деталями в одной деревне от его вариаций в соседних селах. В целом свадебный сценарий сельских жителей Притомья в 1950—1970-х годах сохранял традиционные элементы», — отмечает инженер-исследователь Института археологии и этнографии СО РАН Анастасия Анатольевна Рублёва. 

Анастасия Рублева с информанткой Анастасия Рублева с информанткой

Начинали гулять свадьбы ближе к осенне-зимнему периоду. Это связано с тем, что сельские работы заканчивались, завершались хозяйственные и продовольственные приготовления. Свадебный процесс делился на три стадии, одна из которых, самая длительная, — предсвадебная, включающая начало сватовства, подготовку провизии, сбор приданого. Главное отличие сельских свадеб деревенского населения Притомья во второй половине XX века от начала столетия заключалось в том, что люди сами выбирали себе партнера. О женитьбе договаривались заранее. Приготовления начинались со сватовства — свататься ходили родственники или знакомые жениха, потом определяли сроки проведения свадьбы.

Когда все вопросы были решены, начиналась основная церемония бракосочетания, на которую отводилось около трех дней, а в некоторых случаях и две недели. Начинался этот этап с приезда жениха в дом невесты и выкупа. Родственники невесты могли стоять у ворот с вилами и не пускать молодого во двор — он должен либо откупиться либо другими путями проникнуть на территорию. В доме мытарства продолжались. Невесту начинали продавать ее подруги. А в некоторых селах брат невесты, сидевший рядом с ней, держал ножницы и требовал плату за косу, грозя обрезать ее. Вместе с косой жених выкупал и место возле будущей жены. Далее молодожены ехали в ЗАГС, а после — в дом родителей мужа. На следующий день после первой брачной ночи и начинались праздничные застолья, различные конкурсы и ритуалы.

«Если первый день гуляли у жениха, то во второй — у невесты. Помимо стандартных ритуалов, таких как выметание сора, битье посуды, также были и другие необычные развлечения. Например, по рассказам одной информантки, свекровь, которая была жительницей другой деревни, разбросала вязанки лука по полу, гости во время танцев его растоптали, и пары вызвали слезы у всех в помещении. Затем она кочергой разломала печь, чтобы потом вместе с невесткой ее собрать заново, — рассказывает исследовательница. — Другой интересный обычай: на второй день свадьбы ворованной курице жених откручивал голову, а невеста ощипывала и готовила ее на костре. В некоторых районах курица являлась свадебной едой, а где-то поминальной. На свадьбах также присутствовало много эротического фольклора, в частности частушки. Нередко в качестве увеселительных забав мужчины могли наряжаться в женскую одежду, а женщины в мужскую».

Завершал свадебные гуляния обряд «тушить овин», при котором обязательно присутствовал огонь. Ритуал не являлся повсеместным и в каждом районе исполнялся по-разному. Иногда костер из соломы разводили на улице, через него прыгали молодожены, родственники и гости, а после всего этого мазали лица друг другу сажей до такой степени, что никто никого не узнавал. В другом варианте «тушения овина» костер разжигали в телеге или корыте, затем возили огонь по селу. В некоторых случаях на улице сооружали имитацию бани и печки из лавок и парили молодых и гостей. Если кто-либо отказывался от участия в этом обряде, то могло дойти даже до рукоприкладства.

«Многие переселенцы с разных регионов привносили свои традиции и особенности обрядов в свадебную жизнь сельского населения. В Сибири смешались обычаи практически со всех уголков страны, и, по моим наблюдениям, здесь они нередко доходили до крайностей, — отмечает А. А. Рублева. — Несмотря на различия в сценариях свадеб даже в соседних селах, всё же существовала некоторая общность, и многие ритуалы совпадали. Взаимовлияние сибирских старожилов и переселенцев обусловливало многообразие свадебной и житейской культуры».

Кирилл Сергеевич

Изображения предоставлены А. А. Рублёвой