«…так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

Один из самых ярких литературных образов представительниц купеческой среды обращает на себя внимание не только трагической судьбой, но и поразительно пустым времяпрепровождением, которое, в числе прочих факторов, и привело Катерину из «Грозы» в Волгу. Действительно, быт купеческих жен и дочерей не всегда отличался постоянной занятостью, однако при желании всегда можно было найти себе заделье — и нет, это было не бесконечное вышивание и не молитвенный цикл. Точнее, не только это.

По словам доктора исторических наук Евгении Владиславовны Комлевой (Институт истории СО РАН), неверно представлять женщин-купчих как не способных ни к какой активной и продуктивной деятельности. Это распространенное впечатление, которое складывается не без влияния литературы и культуры, но всё-таки если повнимательнее заглянуть в прошлое, то можно увидеть и совсем иные примеры, и их будет не так чтобы совсем мало. 

Вместе с Евгенией Комлевой, опираясь на ее монографию «Сибирское купечество: вклад в хозяйственное освоение и изучение Северо-Восточной Евразии (конец XVII—ХХ век)», основанную на многочисленных источниках и документах, разбираемся, чем могла занять (и занимала) свое время женщина из сибирского купеческого сословия. 

Селенгинская купчиха Марфа Никитична Кандинская (портрет кисти декабриста Бестужева)

 Селенгинская купчиха Марфа Никитична Кандинская (портрет кисти декабриста Бестужева)

Хозяйство

Да, это было самое очевидное и самое распространенное приложение сил. «Главным жизненным ориентиром женщины в условиях патриархального уклада, который ярко проявлял себя в купеческой среде, всё-таки оставались семейные заботы», — отмечает Евгения Комлева. Однако давайте посмотрим на это поближе.

Понятно, что чаще всего свой, как бы мы сейчас сказали, бизнес мужья и отцы вели лично. Однако домохозяйство включало в себя довольно много обязанностей, которые занимали целые дни (и заметьте, без выходных) женской половины семьи. При этом не всегда имелась необходимость делать что-то собственными руками — у более состоятельных семей, разумеется, была разнообразная прислуга. С одной стороны, это, конечно, упрощало жизнь самой хозяйки дома, а с другой — усложняло, потому что требовало подчас недюжинных организаторских способностей. Чтобы всё в доме шло гладко, нужно было держать в руках все бразды правления, иметь четкое представление о бюджетировании, доходах и расходах, улавливать возможность где-то сэкономить, заниматься воспитанием и образованием детей — и при всём при этом не забывать быть в курсе дел мужа, чтобы соотносить возможности и желания. 

«В своих исследованиях я использовала корпус писем и иных документов, относящихся к купеческой династии красноярцев Ларионовых, — рассказывает Евгения Комлева. — В нем есть и женское эпистолярное наследие: оттуда мы можем узнать сюжеты, связанные с жизнью горожанок, появление новых веяний в архитектуре, одежде, хозяйственных практиках, организации купеческого быта». 

Одна из красноярского купеческого рода Ларионовых

 Одна из красноярского купеческого рода Ларионовых 

Бизнес

Здесь уже всё намного интереснее. Если говорить о конкретных направлениях купеческой деятельности, то в Сибири существовала своя специфика. Казалось бы, по тем временам горное дело и добывающая промышленность — скорее, мужская епархия, однако даже в этих направлениях успешно работали и купчихи-женщины, что уж говорить о более традиционных сферах. К тому же надо учитывать и то, что законы Российской империи никак не дискриминировали по половому признаку желающих заниматься предпринимательством.

«Несмотря на то, что мы знаем о женщинах-предпринимательницах неизмеримо меньше, чем о мужчинах (и скудность этой информации легко объясняется той ролью, которую женщины играли в патриархальном обществе того времени), тем не менее можно назвать не одно имя тех, кто собственноручно занимался коммерческим делом и развивал его», — отмечает Евгения Комлева. 

Во-первых, не всё было так плохо и с патриархальным укладом: умные мужчины всегда были не прочь выслушать умную женщину и принять к сведению ее советы (а глупые в купцах задерживались нечасто). «Нередко купеческая жена помогала мужу вести коммерцию, а при отлучках супруга принимала на себя часть его обязанностей не только по хозяйственным, но и по торговым делам», — говорит исследовательница. 

Во-вторых, дело можно было получить в наследство. Если семья теряла главного кормильца, то оставалось два варианта действий: либо вдова берет управление в свои руки, либо отдает его назначаемым опекунам, для которых довольно часто не составляло проблем пустить всё по ветру. Конечно, первый способ был предпочтительней. «После смерти мужа капитал наследовали и объявляли многие сибирские купчихи — в справочной литературе мы видим их на протяжении всего XIX века, — рассказывает Евгения Комлева. — И среди них были как представительницы мелкого торгового бизнеса (впрочем, как и большинство купцов-мужчин), так и владелицы заводов, пароходовладелицы, золото- и рыбопромышленницы, главы крупных торговых домов». 

Наконец, в-третьих, бизнес можно было организовать и самостоятельно, и такие прецеденты тоже находились. «К таким случаям относилась купчиха Затинщикова, вступившая в начале XIX века в третью гильдию города Томска и показавшая о себе, что она дочь солдата, ей 55 лет, живет одна, без семьи, имеет самостоятельно построенный дом, торгует разными российскими товарам, грамоте не учена», — говорит Евгения Комлева. Справедливости ради надо сказать, что таких самородков история зафиксировала немного — однако если говорить о замужних дамах, которые организовали свой бизнес независимо от супруга, то их было гораздо больше. «В качестве одного из примеров таких “самостоятельных” жен можно назвать подругу жизни самого богатого человека в Енисейске времен 1850-х годов — Глафиру Петровну Баландину, которая как отдельное лицо состояла сначала во второй, а потом в первой гильдии», — комментирует Евгения Комлева.

По словам исследовательницы, не всегда женщинам удавалось удержать бизнес на плаву — однако риски разорения грозили всем, независимо от пола. К тому же есть и такие случаи, когда вдова не просто сохранила дело для наследников-сыновей, но и заметно расширила его, привнесла что-то свое. «Так, Наталия Алексеевна Шелихова, которая рано потеряла своего знаменитого мужа Григория Ивановича, “сибирского Колумба”, сумела с помощью своих выдающихся коммерческих и организаторских способностей стать одной из первых крупных российских предпринимательниц и была возведена во дворянство за заслуги по укреплению и расширению позиций России на Тихоокеанском Севере и исследованию Аляски», — подчеркивает Евгения Комлева. 

Представительница красноярского купеческого семейства Кузнецовых

 Представительница красноярского купеческого семейства Кузнецовых

Образование

Евгения Комлева акцентирует, что среди сибирского купечества в целом встречалось немало ярких, эрудированных, начитанных и образованных личностей, а во второй половине XIX это число увеличилось за счет тех, кто обучался в столичных высших учебных заведениях, а затем возвращался в родной край. Разумеется, были среди них и женщины.

«В 1790 году среди 91 ученика самого крупного тогда в Сибири Красноярского малого народного училища было 13 купеческих детей, из них — 3 девочки», — называет цифры Евгения Комлева. По мере того как развивалась система народного образования, куда были включены и женские гимназии и школы, домашнее обучение сдавало свои позиции, и для многих купцов постепенно стало делом чести выучить дочь — пусть даже и из тех соображений, что это повышало ее шансы на брачном рынке.

Некоторое влияние на распространение женского образования, как и в целом на повышение культуры в Сибирском макрорегионе, несомненно, оказали политические ссыльные: люди передовых и широких взглядов, они, будучи вхожи в купеческие дома, не могли не способствовать распространению просвещения. 

«Взять, допустим, Иркутский девичий институт — за пятьдесят лет, 1845—1895 годы, его окончили 214 купеческих дочерей из разных городов Сибири, — говорит Евгения Комлева. — И если поначалу было не очень принято отправлять девочек учиться в другие города, то позже это, напротив, вошло в привычный обиход». Надо отметить, что в числе предметов, которые изучались в Иркутском девичьем институте, помимо рукоделия, танцев и музыки, были арифметика, естественные науки, физика, словесность, всеобщая и отечественная история и так далее. 

Имея подобную образовательную базу, уже во второй половине XIX века в числе прочих отпрысков сибирского купечества девочки продолжали обучение, причем не только в Санкт-Петербурге или Москве, но и за границей. «Дочь енисейского купца Вера Емельянова окончила Высшие женские курсы в Париже, племянница тюменского купца И. И. Игнатова — Сорбонну, и таких примеров можно привести немало», — акцентирует Евгения Комлева. 

Конечно, здесь нельзя не вспомнить и женщину удивительной судьбы — Веру Арсеньевну Баландину (в девичестве Емельянову). Она стала одним из прототипов собирательного образа образованной женщины с передовыми взглядами Нины Яковлевны, жены Прохора Громова из романа «Угрюм-река», но, в отличие от книжной героини, у Веры Арсеньевны всё сложилось намного лучше. Получив высшее образование, она интересовалась самым широким спектром наук, вкладывалась в освоение и развитие тех или иных территорий и в экономическом, и в исследовательском плане и была ярким представителем позиции «не только для личного обогащения, но и для общественной пользы». 

Вера Арсеньевна Баландина

 Вера Арсеньевна Баландина

Благотворительность

«Конечно, в основе купеческой благотворительности лежали самые разные мотивы, в том числе и откровенно стяжательские (например, получить те или иные выгоды от властей), однако было и желание сделать лучше окружающую действительность», — комментирует исследовательница.

Одним из мощных направлений женской благотворительности было образование и призрение сирот. Известны случаи, когда женщины-купчихи за счет своих капиталов строили школы (а некоторые, как уже упомянутая племянница тюменского купца И. И. Игнатова, потом в них много лет преподавали). Вера Баландина способствовала учреждению на Санкт-Петербургских высших курсах стипендии ее имени — для сибирячек, тянущихся к знаниям. 

Еще один яркий пример — учреждение в 1836 году Иркутского сиропитательного дома, вскоре ставшего знаменитым на всю Сибирь. Купчиха, которая его профинансировала, завещав 70 тысяч рублей (по тем временам огромные деньги) для строительства воспитательного заведения для девочек-сирот, — Елизавета Михайловна Медведникова. Сама рано потеряв родителей, а затем овдовев, она отлично понимала бесприютность детей, оставшихся без поддержки родных. Уже после смерти матери, которая прожила лишь 41 год, сыновья Елизаветы Михайловны при поддержке Михаила Михайловича Сперанского и крупных иркутских купцов добились исполнения желания покойной.

На деньги не только купцов, но и купчих строились дома и церкви, организовывались и содержались библиотеки, открывались книжные магазины, учреждались и поддерживались театры, создавались коллекции и музеи, проводились экспедиции различных направлений. «Собранная в Монголии купеческой дочерью Капитолиной Юргановой коллекция насекомых поступила в музей Академии наук, а принадлежавший ей же гербарий был передан в музей Сибирских высших женских курсов в Томске», — добавляет Евгений Комлева. 

Иркутская купчиха Х. Я. Колыгина с сестрами милосердия

 Иркутская купчиха Х. Я. Колыгина с сестрами милосердия

Развлечения

В конце концов, если все вышеперечисленное не слишком увлекало, можно было окунуться в светскую жизнь. Уже в первой половине XIX века даже в отдаленном Якутске купечество прекрасно устраивало для себя балы с оркестрами, причем, по свидетельствам, на новогоднем танцевальном вечере присутствовало около двухсот человек (когда вы в последний раз оказывались в таком обществе?). В более лощеном и приближенном к транспортным ниткам Иркутске всё было еще более великолепно, включая модные наряды дам прямиком из лавок небезызвестного Кузнецкого моста, а то и из самого Парижа, шампанское и прочие приметы роскоши. 

«К середине XIX века в сибирских городах появились и стали приобретать всё большее распространение танцы, театр, музицирование, настольные игры, и во всех таких развлечениях тон задавали купцы», — говорит Евгения Комлева (и купчихи — добавим мы). Кстати, ряд иностранцев, посетивших в разные годы Иркутск, с большой теплотой и уважением отзывались о воспитании, радушии и светскости местных купеческих жен и дочерей. 

После столь радужных картин и примеров возникает лишь один вопрос: собственно, насколько много было женщин, которые могли заниматься и бизнесом, и саморазвитием, и образованием и многими другими вещами, которые мы не упомянули (хотя бы садоводством), не запираясь в четырех стенах? «Разумеется, всё было очень неоднородно, — говорит Евгения Комлева. — И закономерно, что чем выше была гильдия, тем больше имелось возможностей и средств для реализации женщинами своей энергии и культурных запросов. Конечно, понимающие роль общего культурного развития, широты кругозора, умения достойно себя держать в обществе родители желали, чтобы их дочери обладали и тем, и другим, и третьим. Наряду с этим существовали и другие настроения, согласно которым систематическое образование и углубление в науки девушкам было совсем ни к чему. Однако в любом случае мы не должны забывать тех женщин, которые не просто могли, но и хотели, — и делали, пусть даже в те времена их было не так много». 

Екатерина Пустолякова

Фото предоставлены Евгенией Комлевой