На базе Новосибирской государственной областной научной библиотеки существует историко-литературный клуб «Эленарда». Он посвящен творчеству Джона Рональда Руэла Толкина. Председатель клуба Евгений Викторович Соснин, кандидат филологических наук и главный библиотекарь отдела художественной литературы НГОНБ, специалист по древним языкам, рассказал историю своего знакомства с творчеством писателя.
В 1989 году одноклассник пересказал ему одну из книг «отца фэнтези», а учительница литературы познакомила с сатирическим журналом «Почта духов», который издавал Иван Андреевич Крылов. Завязка историй в журнале была почти такой же, как в «Хоббите» Толкина — встреча главного героя и волшебника, в текстах упоминались гномы и прочие мифические существа. Будущий ученый отправился в библиотеку и прочитал «Властелина колец» и «Хоббита». В послесловии к ним говорилось, что Дж. Р. Р. Толкин был филологом и в своем творчестве использовал знание древних языков. Кроме того, там же описывался и ряд мифопоэтических текстов, на которые опирался писатель («Беовульф», «Старшая Эдда» и «Калевала»). Эти названия привели в НГОНБ, где впоследствии Евгений Викторович стал работать. Он самостоятельно изучил латынь, греческий, древнеанглийский, древненемецкий, фризский. Очень удивился, когда в маленьком словарике к древнеанглийской хрестоматии увидел слово morðor (убийство, смертный грех), ведь в вымышленной вселенной английского писателя Мордор был владением злых сил. Впоследствии Евгений Соснин защитил диссертацию, связанную с творчеством Толкина, а в 2004 году, во время работы преподавателем в Новосибирском государственном техническом университете, создал клуб любителей его творчества.
Главные вопросы для обсуждения литературно-исторического объединения — древние тексты и языки, на которые опирался писатель, эльфийская лингвистика, социокультурный фон создания и развития вымышленной вселенной. Участники клуба — люди разных профессий. Также есть и специальные научные съезды толкинистов. Например, Евгений Соснин не первый год посещает конференцию «Дж. Р. Р. Толкин: жизнь, наследие, наследники», организованную Крымским федеральным университетом и Крымским обществом толкинистов.
Евгений Викторович пишет повести и стихи. У клуба есть сайт, где размещены аналитические статьи по миру Толкина. Многие из них посвящены языкам: например, рассматривается тот факт, что грамматика и лексика одного из эльфийских языков, квенья, произошли от финского, готского, древнегреческого, латинского и даже древнеиндийского.
«Языковые конструкции Дж. Толкина также напоминают суп, где варятся бычьи кости образов и мотивов, или башню, которая сложена из старых камней, принадлежавших давно разрушенным строениям, и в данном случае камни эти — слова древних языков», — говорит Евгений Викторович. Он приводит в пример напиток эльфов под названием «мирувор» — это комбинация двух готских слов midu (мед) и woþeis (сладкий).
Писатель разработал языковую знаковую систему Средиземья (тенгвар), опираясь на древнеиндийскую письменность деванагари, разработанную в I—IV веке н. э. Это письмо относится к самому древнему типу — слоговому. Также вымышленный язык, как и его прототип, является консонантным, то есть гласные прописываются над предыдущей согласной. Нечто похожее мы встречаем и в древнееврейском письме.
Также Евгений Викторович рассматривает истоки мирообразования писателя. Особое место в исследованиях занимает мифология творчества Толкина. В основе мира лежит космологический миф о музыке Айнур. Божества с помощью песен сотворяли вселенную. Если проследить истоки мифа в реальности, то первое подобное упоминание было еще у Платона в трактате «Государство». Три мойры, богини судьбы, пели песни: Лахесис о прошлом, Клото — о настоящем, Атропос — о будущем. В Античности и Средневековье было развито учение о гармонии сфер — музыкально-математическом устройстве космоса, характерном для пифагорейской и платонической философских традиций. По этой теории все небесные тела имеют определенное звучание.
Кроме того, в клубе изучают социокультурный фон, в котором создавались книги Толкина: влияние Первой мировой войны, личной жизни писателя, мировоззренческих идей. Такое научное погружение в творчество позволяет понимать самые мелкие детали вымышленной вселенной.
Алёна Гунько, студентка отделения журналистики ГИ НГУ
Фото предоставлены исследователем