Арктика: шансы и вызовы

Традиционное декабрьское  Общее собрание СО РАН в этом году проходит в Москве, тематически объединяясь с Общим собранием РАН. Лучшие научные силы страны намерены обсудить вопросы, связанные с самым суровым российским регионом — Арктикой. Геологи и экономисты, специалисты в сфере цифровых технологий и медики — все их научные доклады касаются этой малоизученной и малонаселенной территории.

Увертюра

Александр АсеевОткрывая собрание, председатель  СО РАН академик Александр Леонидович Асеев, отступив от заявленной тематики, поздравил всех присутствующих с тем, что Сибирское отделение теперь абсолютно легитимно: его новый устав был утвержден президиумом РАН. «Это тщательно проработанный документ, неоднократно нами обсуждавшийся, — прокомментировал академик Асеев. — Он прошел не без изменений, однако, последние не являются коренными». Одним из важнейших зафиксированных моментов председатель СО РАН назвал принципиальную возможность проведения им самостоятельных научных исследований. «Этим уставом нам даны достаточно широкие полномочия», — подчеркнул Александр Леонидович.

Также он обратил внимание сибирских ученых на то, что в декабре произошли события, важные для всей российской науки. В первую очередь, это  исходящее от президента РФ Владимира Владимировича Путина предложение о разработке и реализации Национальной технической инициативы. Это должно сделано совместными усилиями автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Российской академии наук, ведущих университетов и объединений предпринимателей. «Это та задача, которую мы ждали от правительства достаточно долгое время», — прокомментировал председатель СО РАН.

Кроме того, по словам Александра Асеева, хорошим поводом для отказа от некоторой доли пессимистических и упадочных настроений, имеющихся в академическом сообществе, стало заседание Совета при президенте РФ по науке и образованию. «Там на высочайшем уровне было признано — наука является символом гордости страны и национальным приоритетом», — сказал председатель СО РАН, добавив: он рад, что этот совет изменил вектор реформ.  

Завершая обзор последних событий, связанных с дальнейшим будущем академической науки в условиях продолжающегося реформирования, Александр Асеев сообщил, что в СО РАН планируется перейти от интеграционных проектов  к интеграционным программам — федеральным, отраслевым, региональным и научно-образовательным. В частности, одна из них как раз и должна быть посвящена  Арктике. Академик отметил: «Связанные с ее освоением проблемы очень важны и носят глобальный характер. Мы должны заняться исследованиями в этом регионе. У нас есть все возможности, чтобы составить полновесную интеграционную программу федерального уровня».

Николай Похиленко и Василий Фомин (слева направо)Акт первый. Геологический

По мнению директора Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева академика Николая Петровича Похиленко (кстати, ученый признался, что отработал в сибирском арктическом регионе 28 полевых сезонов, а в канадском — 13), самые ценные ресурсы Арктики — это не только нефть и газ, но и твердые полезные ископаемые: алмазы, благородные и редкоземельные металлы (РЗМ). Обеспечение последними экономики страны носит критический характер для национальной безопасности и является важным условием модернизации промышленности.

Академик обратил внимание на то, что российские тенденции в сфере потребления РЗМ в 1990-е и в 2000-е годы были прямо противоположны мировым, и спрос на «редкие земли» сократился в 2 раза. «Сегодня главные виды высокотехнологичной продукции, их содержащей, в Россию импортируются, — констатировал Николай Похиленко. —  Более того, в нашей стране практически не освоены многие области применения РЗМ, чрезвычайно активно развивавшиеся в последнее время за рубежом». Соответственно, если принять во внимание сегодняшнюю ситуацию, ожидается: спрос на редкоземельные металлы в рамках заявленных импортозамещения и программы модернизации экономики должен будет расти опережающими темпами.

Ответ на этот уже фактически заданный вопрос в буквальном смысле слова находится в арктических недрах — это месторождение Томтор, богатое необходимыми «редкими землями». «По ресурсам РЗМ и их концентрациям оно является безусловным лидером нашей планеты», — отметил Николай Похиленко. —  Запасы в пределах только одного участка Буранный при нынешней конъюнктуре могут обеспечить потребности России на сотни лет вперед».  

Совершенно очевидно: чтобы достать и использовать все эти ценнейшие ископаемые, недостаточно просто выкопать ямку или даже карьер. В первую очередь, необходимы научные исследования. Академик Похиленко перечислил, что нужно сделать на первом этапе в  2015-2019 годах для успешной реализации вовлечения первой очереди Томторского месторождения в промышленное освоение. В список вошли как фундаментальные изыскания (например, выяснение генезиса уникальной рудоносности), так и прикладные, в том числе, экономические и даже логистические (ведь добытое сырье надо вывозить).

Если же говорить о проблемах освоения уникальных ресурсов стратегически важных твердых полезных ископаемых Сибирской Арктики в целом (это касается и знаменитых попигайских импактитов), то Николай Похиленко видит их такими: дефицит дешевых и относительно «длинных» денег;  очевидные сложности создания необходимой инфраструктуры в  тех климатических условиях; необходимость создания надежного диверсифицированного рынка сбыта продукции.

Валерий КрюковАкт второй. Экономический

«Арктика — это не новая для России область, но сейчас интерес к ней значительно обострился», - отметил член-корреспондент РАН Валерий Анатольевич Крюков, заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Внимание обусловлено геостратегическими факторами, глобализационными процессами, заинтересованностью в полезных ископаемых. «Николай Петрович Похиленко показал те типы ресурсов, которые отвечают потребностям современной экономики: наукоемкие, стоимостеемкие, и у них очень низкий вес транспортного фактора», — отметил Валерий Крюков. По его дальнейшим словам, сейчас важно не столько, собственно, сырье, а модели и методы работы в арктическом регионе.

Кроме того, как считает экономист, не следует забывать о том, что полезные ископаемые, которыми щедро одарила нас природа, важны не только как основа для дальнейшей технологической переработки или источник для получения энергии. Все большее значение приобретает их ценность для общества — совокупность результатов на разных этапах освоения. «Сибири нужны социально-экономические эффекты и отдача от освоения ее уникальных ресурсов, — считает экономист. — В рамках процедур взаимодействия как с отечественными, так и с иностранными компаниями наш регион может быть надежным партнером на долгие годы». Также Валерий Крюков подчеркнул, что у СО РАН есть понимание и видение подобных процессов, накопленные и наработанные несколькими поколениями сибирских ученых.

По мнению специалиста, действия исследователей должны быть следующими: глубокая проработка ключевых проектов (таких как Томтор или Попигай), построение схемы и системы научно-технического сопровождения и экспертизы на всех стадиях и этапах, причем, это должно быть инкорпорировано в комплекс управления недрами), а также формирование принципов, подходов и процедуры локализации и участия сибирских регионов в освоении Арктики.  «Она дает нам шанс», — отметил Валерий Крюков.

Эпилог, который может быть прологом

Арктика действительно дает шанс. Это отчетливо понимают все исследователи — морозный и болотистый, неприветливый и богатый, недружелюбный, но такой важный регион является одним из самых крупных вызовов науке от природы, и никто не сделает работу ученых за них. Арктический проект — самый интеграционный и междисциплинарный, причем, не на три или пять лет, а на десятилетия.

Его хватит на всех.

Екатерина Пустолякова

Фото: Юлия Позднякова