Гид по сосудам

Новосибирские исследователи из НИИ патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина Минздрава России разработали рентгенэндоваскулярный проводник с управляемым подвижным кончиком — этот инструмент позволяет выполнять сложные хирургические процедуры путём его проведения через сосудистое русло, а также быть использованным как система доставки к целевому органу. Изобретение за счёт возможности манипулировать им во время работы помогает сократить время вмешательства, лучевой нагрузки на пациента и имеет ряд других преимуществ. 

 
Подобные современные медицинские технологии считаются малоинвазивными и показаны пациентам, у которых выполнение традиционной открытой операции связано с высоким риском. 
 
 

Рентгенэндоваскулярное лечение — оперативные внутрисосудистые вмешательства, проводимые без разреза, через прокол сосуда под рентген-контролем и, как правило, без наркоза, под местным обезболиванием — относительно молодое, но высокотехнологичное направление медицины. Изначально эндоваскулярная хирургия создавалась для диагностических целей, однако, полученные результаты позволили этому направлению занять отдельную нишу в здравоохранении. 

 
Вся рентгенэндоваскулярная хирургия основывается на работе с использованием проводников: 
 
— Подобное орудие можно сравнить с монорельсом, по которому едет поезд. Мы заводим его в целевой сосуд до места, которое хотим «вылечить»: допустим, в сердце или головном мозге. И именно по нему осуществляется доставка необходимых инструментов, например, стентов (металлических каркасов, восстанавливающих просвет артерий при атеросклерозе и других заболеваниях), — объясняет один из разработчиков, врач по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению центра интервенционной кардиологии ННИИПК им. академика Е.Н. Мешалкина Роман Александрович Найдёнов. 
 
На данный момент в рутинной практике используется проводник, не имеющий активного движения кончика. Новосибирские исследователи исправили этот недочёт и усовершенствовали конструкцию: 
 
— При обычном устройстве пассивный кончик заводится в нужный сосуд и там уже, на месте, если нам потребуется изменить его изгиб, мы не сможем повлиять ни на что: какой он формы есть, такой и останется. Наше изобретение позволяет активно манипулировать проводником уже после его проведения в сосуд. Это обеспечивает более высокую управляемость и проводимость — изменение загиба кончика увеличивает вероятность прохождения через извитые сосуды и обеспечения доставки, с минимальным риском травмировать внутреннюю стенку сосуда. 
 
Подобное технологическое новшество, по словам Найдёнова, имеет ряд преимуществ: 
 
— Оно обеспечивает более простое проведение этого инструмента по сосудам и, соответственно, сокращает время операции. Это, в свою очередь, приводит к снижению лучевой нагрузки на больного и что немаловажно — уменьшению количества контрастного вещества, увеличивающего риск потенциальных осложнений, но пока незаменимого при рентгенхирургических вмешательствах, — объясняет учёный. — На обыденном уровне: с таким устройством, конечно, упрощается работа самих хирургов. На более глобальном — мы стараемся снизить количество осложнений и летальных исходов. Всё для того, чтобы было как можно лучше пациентам. 
 
НИИПК им. Е.Н.Мешалкина
 
Как выяснилось, абсолютно идентичных приборов нет ни в России, ни за рубежом:
 
— Как и все изобретатели, мы провели патентный поиск и не нашли аналогичных разработок. Есть подобные, но они сложнее в устройстве, требуют специальных дополнительных инструментов и так далее, — уточняет исследователь. — Наш проводник проще, и, могу уверенно сказать, удобнее в использовании. К тому же, он будет полностью производиться в России. 
 
Сейчас Роман Найдёнов совместно с коллегами Константином Козырем и Артёмом Стрельниковым дорабатывают прототипы: тестируют и, в зависимости от результатов, модернизируют их во избежание недостатков, которые могут возникнуть при непосредственном использовании на практике. Пока инструмент проходил испытания только на симуляционном планшете, имитирующем сосудистое русло человека. Но учёные в дальнейшем надеются выйти и на серийное производство. 
 
— К сожалению, путь внедрения в клиническую практику любого медицинского изделия, лекарственного препарата, очень тернист. Изначально необходимо подготовить достаточно большое количество документов: от технических условий до разрешений и прочих бумаг, — поясняет изобретатель. — Поэтому сейчас мы оттачиваем свою разработку до того вида, какой он должен иметь, по нашим представлениям, в идеале. И дальше будем стремиться к тому, чтобы начать доклинические, а затем и клинические, испытания. 
 
Марина Москаленко 
 
Фото предоставлены ННИИПК им. академика Е.Н. Мешалкина