Катализатор победы

Приближается 75-летие победы в Великой Отечественной войне. В честь юбилея мы подготовили цикл статей о выдающихся ученых Сибирского отделения РАН, которые — как на фронте, так и в тылу — отдавали все силы, чтобы день победы стал реальностью. Мы отыскали в архивах газеты публикации, на страницах которых наши герои, их современники, а также историки рассказывают о том, как люди науки помогали своей стране справиться с врагом. Этот материал посвящен академику Георгию Константиновичу Борескову — выдающемуся советскому ученому, организатору науки, директору Института катализа СО АН СССР. Разработанный им ванадиевый катализатор имел исключительную важность и применялся во время Великой Отечественной войны для получения серной кислоты — необходимого компонента взрывчатых веществ.

Георгий Боресков родился 20 апреля 1907 года в Омске. В 1929 году он окончил Одесский химический институт. Его научная деятельность началась в том же году в Одесском химико-радиологическом институте в лаборатории катализа с разработки катализатора для контактного производства серной кислоты. Работы в области катализа Георгий Константинович продолжил в Москве, куда была переведена его лаборатория. 
 
Он гармонично сочетал талант исследователя и инженера. Под его руководством разработан целый ряд важных промышленных катализаторов и процессов на их основе, в том числе для производства серной кислоты. Ярким примером доведения научных идей до практической реализации является разработка ванадиевого сернокислотного катализатора БАВ, на котором с конца 30-х годов прошлого столетия работали в СССР все контактные аппараты по окислению сернистого газа. Превзойдя по эксплуатационным качествам все известные ранее, этот катализатор совершил переворот в отечественном сернокислотном производстве. На катализатор БАВ перешли все заводы Советского Союза, вырабатывающие серную кислоту контактным способом. В результате удалось резко увеличить производственные мощности, и в тяжелое военное время наша промышленность была обеспечена этим важным сырьем. Это позволило во время Великой Отечественной войны полностью покрыть потребности оборонной промышленности страны в важном стратегическом сырье, необходимом для получения взрывчатых веществ.
 
Лаборатория катализа Научно-исследовательского института удобрений и инсектофунгицидов, Москва, 1942 г. В первом ряду (слева направо): В.В. Илларионов, Т.И. Соколова, Г.К. Боресков, В.А. Дзисько
   Лаборатория катализа Научно-исследовательского института удобрений и инсектофунгицидов, Москва, 1942 г. В первом ряду (слева направо): В.В. Илларионов, Т.И. Соколова, Г.К. Боресков, В.А. Дзисько
 
Вспоминает заведующая лабораторией каталитической полимеризации ИК СО АН СССР доктор химических наук Вера Александровна Дзисько: «В январе 1942 года почти все значительные сернокислотные производства европейской части страны были эвакуированы на Восток. Георгий Константинович вместе с группой сотрудников участвовал в пуске контактного аппарата в небольшом уральском городке. Трудностей было предостаточно — не всё ладилось с аппаратом, постоянный холод в огромном темном и пустом цехе, скудное питание. Жил Георгий Константинович в неблагоустроенном бараке. Тем не менее я никогда не слышала от него жалоб. Он всячески старался поддержать нас морально и материально, много работал, был ровен в общении, добр и отзывчив». 
 
В только что возникший новосибирский Академгородок Георгий Константинович Боресков приехал в 1961 году уже будучи крупным ученым с мировым именем. Здесь он организовал Институт катализа СО АН СССР и оставался его бессменным руководителем до последних дней своей жизни. Институт катализа уже с момента создания был активен в области прикладных исследований, то есть перевода научных идей в практику. Это связано с тем, что Георгий Константинович был не только великим ученым, но и выдающимся инженером. В годы Великой Отечественной войны он организовал производство в России серной кислоты, без которой не было бы возможным получение взрывчатых веществ. 
 
Основная научная деятельность Георгия Борескова в первые годы руководства институтом была сосредоточена в лаборатории окисления, которой он руководил. Это было самое большое подразделение ИК АН СССР. Вначале его сотрудники занимались глубоким окислением простых молекул (водорода, оксида углерода, метана и др.). Был осуществлен обширный цикл работ по исследованию индивидуальных оксидов, закончившийся установлением важной закономерности — энергия связи кислорода в оксидах определяет каталитическую активность в реакциях глубокого окисления. На основе этой закономерности был создан катализатор — оксид меди, нанесенный на оксид алюминия — первый, сделанный в институте для очистки от вредных примесей отходящих газов кабельной промышленности. Затем на его основе было разработано огромное семейство других промышленных катализаторов (многие из них используются до сих пор) для обезвреживания окружающей среды от вредных промышленных выбросов.
 
Подполковник Г.К. Боресков, Германия, 1945 г. Командировка в Германию для ознакомления с технологиями химических предприятий в рамках комиссии по репарациямГеоргий Константинович впервые сформулировал важное фундаментальное правило для реакций селективного окисления. Можно твердо сказать, что в селективном окислении участвует прочно связанный с катализатором кислород, но его состояние не является первостепенным. Главное — в таких реакциях определяющим является специфическое взаимодействие окисляемого вещества с катализатором. И так как оно протекает через ряд промежуточных соединений, то последние должны быть слабо связанными. 
 
«С самого начала он занимался и фундаментальными аспектами, и прикладной частью — использованием того, что было создано в науке и далее воплощалось в производстве», — вспоминает ученица Георгия Борескова главный научный сотрудник ИК СО РАН доктор химических наук Тамара Витальевна Андрушкевич. 
 
Трудно перечислить всё то, что является заслугой академика Борескова в развитии химической технологии. Его работы по оптимизации каталитических процессов и реакторов, по созданию и усовершенствованию катализаторов широко применяются в промышленности, приносят многомиллионный эффект. Он умел блестяще объединить новейшие научные разработки с актуальными народнохозяйственными проблемами. Его последние инициативы по применению катализа для получения жидких топлив из угля и газа в ряде специальных областей — блестящая тому иллюстрация.
 
За выдающиеся научные достижения в 1958 году Г. К. Боресков был избран членом-корреспондентом, а в 1966 — действительным членом Академии наук СССР. Являясь признанным руководителем советской школы по катализу, он проводил большую научно-организационную работу, был председателем научных советов Государственного комитета СССР по науке и технике и Академии наук СССР по проблемам катализа и его промышленного использования. Принимал активное участие в подготовке научно-технических кадров. С 1960 года руководил кафедрой Новосибирского государственного университета. О международном признании его научных заслуг свидетельствует избрание его президентом Международного конгресса по катализу и членом ряда зарубежных академий. 
 
Академик Боресков оставил науке, Сибирскому отделению многое: уникальный институт, научную школу, где многие его ученики стали крупными учеными, стиль научного и научно-организационного общения, огромный вклад в развитие народного хозяйства. Наконец, личный пример ученого-гражданина, который с завидной работоспособностью и эффективностью трудился до последних дней своей жизни.
 
«Георгий Константинович имеет мировое признание, многие его идеи продолжают развиваться и составляют основу ряда важных направлений каталитической науки сегодняшнего дня. Особенно актуальное направление сегодня — изучение воздействия реакционной среды на катализатор. Идеи и работы Георгия Константиновича в данном направлении дали старт развитию большого числа современных физических методов для изучения структуры активных центров и состояния активного компонента катализатора непосредственно в ходе протекания каталитической реакции, так называемые in situ или operando исследования. Институт катализа СО РАН остается одним из лидеров в этом направлении. Если вы понимаете, как формируется активный центр и как происходит трансформация в ходе каталитической реакции и вообще каталитического процесса, это позволяет решить многие вопросы по внедрению катализаторов в производство», — рассказывает директор ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» академик Валерий Иванович Бухтияров.
 
По материалам:
 
1. «Воспоминания об ученом» («Наука в Сибири», 23 августа 1984 года); 
2. «Георгий Боресков: ученый и учитель» («Наука в Сибири», 20 апреля 2016 года); 
3. «Новый ученый секретарь СО РАН. Автопортрет» («Наука в Сибири», 10 июня 2013 года);  
4. «Валерий Бухтияров: «Имя Борескова позволяет нам привлекать ведущих ученых» («Наука в Сибири», 19 апреля 2017 года); 
5. «110 лет со дня рождения Г. К. Борескова» (материал от 20 апреля 2017 года на сайте ИК СО РАН). 
 
Подготовила Мария Фёдорова
 
Фото из архива ИК СО РАН