Мошки развиваются только в проточных водах, где есть течение — это среда обитания для их яиц, личинок и куколок. Насекомые производят потомство в прибрежной части реки, для чего в кустах неподалеку самок поджидают самцы. Они никогда не сосут кровь: их задача — встретить и оплодотворить женскую особь. Причем происходит это только один раз в жизни самки: дело в том, что у нее есть орган под названием сперматека (семяприемник), благодаря которому полученные сперматозоиды хранятся всю жизнь и в любой момент могут оплодотворить очередную порцию яиц, готовых к откладке. Для их развития нужна только дополнительная порция крови.
«По сути, мы для мошек — и обед, и ужин, и завтрак, — рассказывает старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН кандидат биологических наук Людмила Владимировна Петрожицкая. — Самки не могут отложить яйца, если не получат кровь теплокровного животного: млекопитающих либо птиц. Насекомым она нужна для продолжения рода: чтобы использовать содержащийся в крови белок для развития яиц».
Среди мошек есть и некровососущие (автогенные) виды, широко представленные в Горном Алтае: они живут в горах и питаются исключительно растительными соками, откладывая яйца без дополнительных ресурсов. Существуют также анавтогенные виды — кровососы. У них есть две модификации: первым — облигатным кровососам — для развития яиц всегда необходима дополнительная порция крови. Во втором случае имаго (взрослые насекомые) делают первую кладку яиц, используя питательные вещества, которые личинка накопила в течение жизни. Для последующих кладок уже необходимо дополнительное питание кровью.
В Новосибирской области наиболее широко представлены анавтогенные виды. Основной из них — Simulium (Byssodon) maculatum — развивается только в крупных равнинных реках с размеренным течением и теплой водой. Отрождение мошек обычно идет с третьей декады июня до середины июля. Самки откладывают 4—6 порций яиц (в одной кладке бывает от полусотни до тысячи яиц, что зависит от вида).
Обь-Иртышский бассейн — один из крупнейших в России. На его территории мошки представлены 96 видами 9 родов, из которых род Simulium включает 34 % от общего состава: в нем 33 вида, и все они являются кровососами. В этом бассейне кровососы распространены от верховий до самых низовий рек.
«Личинки мошек — специализированные фильтраторы, которые в основном питаются детритом — разлагающейся растительностью, — поясняет Людмила Петрожицкая. — Таким образом они заодно очищают воду. У них на голове есть видоизмененные части ротового аппарата — веерообразные придатки. Личинки мошек прикрепляются к субстрату (затопленные растения, камни — любые твердые поверхности, включая мусор), раскрывают веера, и всё, что приносится течением воды, попадает в эти «уловители». Большую часть времени личинки прицеплены к субстрату специальным образованием — задним прикрепительным органом».
Получается, у этих насекомых важная роль в экосистеме: консументы первого порядка, очистители, присутствие которых обязательно в проточных водах. Личинки мошек избегают очень грязных и заиленных водотоков, так как забиваются фильтрующие веера и очень трудно прикрепиться к какой-либо твердой поверхности. Поэтому они используют любые попавшие в воду предметы, особенно полиэтилен, пластик, которые не ломаются и не рвутся, не собирают столько ила, как донный субстрат. Мостовые конструкции, забетонированная набережная — любая поверхность пригодна для их жизни, так что созданные людьми объекты они тоже используют для своего развития.
Раньше от мошек воду обрабатывали ДДТ (дустами), но было подписано соглашение о неиспользовании жестких инсектицидов долговременного действия: ведь почти все водотоки используются как источник чистой воды, а это невозможно без участия донных организмов, включая насекомых. Чтобы обезопасить людей от мошек, можно применять специализированные биологические препараты, благодаря которым погибают личинки. Однако для снижения (а не полного уничтожения) численности взрослых особей нужно провести предварительную большую работу: выявить точные сроки развития личинок, динамику этого процесса, оценить биотопические особенности водотоков и площади для проведения обработок. Тогда можно получить не менее 75 % смертности личинок и вести контроль численности кровососов в целях повышения комфортности проживания горожан. Все обработки результативны только на младших стадиях развития — иначе потраченные на это средства фактически будут спущены «в воду». Подобная проблема важна для всех без исключения: независимо от возраста, пола и статуса человека, мошки кусают всех.
Эффективность репеллентов во многом зависит от концентрации препарата, используемого как действующее вещество. До сих пор наиболее стойкой является эмульсия «Дэта». Иногда используются эфирные масла: например, гвоздичное. Однако оно может быть аллергеном для некоторых людей. На садово-огородных участках действеннее всего дымокуры. Имеются и современные уловители мошек на основе привлечения самок углекислым газом, пока не получившие распространения.
«Обычно самый пик численности мошек наступает к середине июля, — добавляет исследовательница. — Мы собираем ягоды, выходим на пляж, и кровососы получают хороших прокормителей. В это время взрослые мошки как раз отрождаются из куколок и покидают водную среду, распределяясь в наземных экосистемах. Самки летят на поиски крови: машут крыльями, для чего получают энергию из растительных соков, которыми также питаются, либо с помощью ветров. Сочетая эти виды полета, можно преодолеть 100—150 км от места рождения».
Кроме того, новосибирское водохранилище построено не в самом удачном месте. Поскольку оно мелководное, вода прогревается на 1—2 °C выше, чем в самой Оби, а к концу июня температура достигает 21—22 °C. Также в это время на Алтае тают снега и ледники, начинается паводок, и воды оттуда приходят в Обское водохранилище. В целях регулирования уровня воды она сбрасывается в водохранилище с высоты почти 30 метров: в итоге влага насыщена кислородом, подогрета и получает ускорение — а это фактически инкубатор для мошек.
При этом в нижней части водохранилища уже нет течения. Для мошек это губительно: вода не приносит питательных элементов, концентрация кислорода невысока, и популяция подвергается риску. Однако вода сбрасывается из хранилища в Обь, а в реке уже меняются экологические условия, которые как раз способствуют развитию большой плотности популяции мошек.
«Обь течет через весь город — потому мошек так много по всему Новосибирску, — рассказывает Людмила Петрожицкая. — Если бы водохранилище располагалось ниже по течению, мошек уносило бы ветром на северо-восток от города. Водохранилище не является непосредственно местом отрождения мошек: течения там почти нет, оно малопроточное в нижней зоне, но рядом Обь, Академгородок, многомиллионный город — и столько потенциальных доноров крови!»
Несмотря на пользу для рек, мошки могут нанести немало вреда, прежде всего млекопитающим. Из-за них даже бывает аллергическая реакция: когда насекомые кусают кожные покровы, то выгрызают кусочек ткани и впрыскивают антикоагулянты, чтобы в процессе сосания кровь не свертывалась. Ответная реакция происходит и на механическое повреждение, и на смесь аллергенных белков. Так, сельскохозяйственные животные получают отек носовой части и гортани, вплоть до летального исхода. Нередко повышенная чувствительность людей (особенно детей) к слюнным выделениям мошек приводит к болезненным повреждениям кожных покровов с последующим попаданием в ранки дополнительной инфекции.
На численность мошек влияет множество факторов: ход температуры воздуха в весенне-летний период, среднегодовое количество осадков (их вклад в распределение мошек составляет 37 %), прогреваемость воды в самый теплый летний месяц (это влияет на 18—22 %), а также уровень воды в реке и водохранилище. Динамика изменения этого уровня в течение летнего сезона тоже является важным, но пока не изученным фактором, — именно его в дальнейшем планируют исследовать ученые ИСЭЖ СО РАН.
Алёна Литвиненко
Фото из открытых источников