Семь фактов о денисовско-неандертальской дочери

Журнал Nature сообщил о новом открытии, связанном с Денисовой пещерой на Алтае. Находка 2016 года оказалась фрагментом останков девушки — гибрида неандертальца и денисовского человека. Мы приводим о ней сведения, изложенные накануне публикации на международном симпозиуме «Истоки верхнего палеолита в Евразии и эволюция рода Homo».


Косточка "Денисова 11"1. Имя (точнее, рабочее название) ― «Денисова 11».
 
2. Источник информации: ядерная ДНК, полученная из 175 мг костной пудры. Находка: фрагмент косточки 24,7 × 8,4 мм, местоположение в скелете не установлено.
 
3. Возраст девушки ― старше 13 лет (как сказано в одном из научных сообщений, «возраст костных останков составляет более 13 лет до момента смерти»).
 
4. Отец ― денисовец, мать ― неандерталка.
 
5. Родители «Денисовой 11» нечистокровные представители своих подвидов, они несут генетический след предыдущих скрещиваний, что отобразилось в геноме девушки. Так, ее отец имел как минимум одного неандертальского предка в период своей жизни.
 
6. Предки «Денисовой 11» по неандертальской линии, вероятно, были сравнительно недавними (примерно за 20 000 лет до жизни девушки) пришельцами из Европы: в частности, прослеживается их генетическая связь с обитателями пещеры Виндийя (Хорватия).
 
7. 1,2 % фрагментов ДНК «Денисовой 11» соответствуют современному человеку, 38,6 % ― неандертальцу и 42,3 % ― денисовцу.
 
Профессор Сванте Паабо, руководитель лаборатории Института изучения истории человека общества Макса Планка (Лейпциг, Германия):
 
― И по настоящее время мы все — гибриды. В геноме отдельных групп современных людей можно найти 10—15 % 
генов неандертальца и 1,5―5 % генов денисовского человека. Даже такая невысокая доля влияет, согласно одной из наших гипотез, на приспособляемость к большой высоте жителей Тибета и к холоду ― Гренландии. Почему не больше? Во-первых, популяции подвидов Homo встречались и смешивались не так часто. Во-вторых, действовал селективный отбор, направленный против гибридизации.
 
Вивиан Слоун, сотрудница лаборатории Сванте Паабо: 
 
― Мы тщательно проверяли все наши результаты и чистоту их получения. Были исключены такие версии, как смешение материала в лаборатории, погрешности аналитического оборудования и даже последствия каннибализма. Можно уверенно утверждать: секвенирован геном дочери денисовского человека и представительницы популяции алтайских неандертальцев. Установлено также, что скрещивание различных подвидов гоминид в эпоху плейстоцена происходило практически при каждом соприкосновении разных популяций.
 
«Наука в Сибири»
 
Фото из презентации Сванте Паабо