Деградация и опустынивание земель… Даже звучит грустно: сразу представляются огромные территории, на которых нет ничего, кроме ветра и ковылей. Ученые считают, что эта проблема является одной из важнейших как в плане экологии, так и экономики: почвы становятся менее плодородными, растительность в лучшем случае теряет в количестве видов, а в худшем – уничтожается. Страдают реки, озера и подземные воды - от загрязнения выдуваемыми и вымываемыми частицами с деградированных участков, а также засоления. Становится менее чистым и воздух -за счет выносимой пыли. Байкальский институт природопользования СО РАН совместно с Академией наук Монголии планируют сделать шаг к решению этих проблем, проведя комплексную оценку ситуации в Байкало-Монгольском регионе.
«Процессы деградации земель широко распространены как у нас в регионе, так и у наших партнеров по проекту», - отмечает директор БИП СО РАН, член-корреспондент РАН Арнольд Кириллович Тулохонов. По его словам, опустынивание является приоритетной экологической задачей для монгольских коллег: 80% территории страны находится в пределах засушливых климатических зон, и все эти земли подвержены соответствующему влиянию. Что касается России, то в бассейне озера Байкал, как отмечают специалисты БИП СО РАН, все крупные котловины, низкогорные и равнинные участки характеризуются засушливым семиаридным и сухим субгумидным климатом с высокой потенциальной опасностью деградации и опустынивания. «Это обусловлено, в первую очередь, сочетанием природных факторов: большое количество склоновых сельскохозяйственных земель, преимущественно легкий песчаный или супесчаный характер подстилающих отложений, сильные весенние ветра, ливневой характер выпадения летних осадков. В тоже время, такие места наиболее удобны для проживания населения, ведения хозяйственной деятельности», - объясняет научный сотрудник БИП СО РАН кандидат географических наук Андрей Леонидович Волошин.
«Территории с засушливым климатом, - говорят ученые БИП СО РАН, - привлекают пристальное внимание мирового научного сообщества в плане глобальных изменений климата. Конечно, сейчас накоплен довольно большой опыт, как в исследовании вопросов опустынивания, так и борьбы с ним. Однако подобная деятельность требует постоянного продолжения мониторинговых работ». Совместный российско-монгольский проект подразумевает проведение комплексных работ в плане оценки того, какими темпами и в каком направлении идут соответствующие процессы. «Все это позволит проанализировать распространение деградации и опустынивания земель в различных природно-климатических условиях и при разном характере природопользования, а также выявить тренды динамики», - объясняет Арнольд Тулохонов. Выполненный проект, по его словам, создаст все предпосылки для научного обоснования и выстраивания необходимых мер по борьбе с негативными явлениями опустынивания в Байкальско-Гобийском регионе.
Следует отметить, что в БИП СО РАН есть хорошая база для ведения работ. Сотрудники лаборатории геоэкологии института ведут мониторинг процессов, о которых идет речь, в районах бассейна озера Байкал с середины 80-х годов прошлого века. За годы исследований появилась целая сеть участков, на которых специалисты наблюдали за динамикой геосистем. Такие же «наблюдательные точки» заложены сотрудниками БИП СО РАН и в Монголии: в бассейне реки Селенга, на территориях Средне- и Южногобийского аймаков. «На основе полученной информации мы разработали программу действий по борьбе с опустыниванием для республики Бурятия, Агинского бурятского автономного округа и Читинской области», - подчеркивают специалисты.
Если говорить о факторах, которые влияют на вышеописанные процессы, то они различны, и носят как природный, так и антропогенный характер. Например, в гобийской части Монголии нередко случаются засухи – в частности, их серия прошла в начале 2000-х годов. Кроме того, на этой территории весьма чувствительно колеблются годовые и суточные температуры, которые, в свою очередь, способствуют выветриванию горных пород. Сюда же можно добавить и сильные ветра. «Значительная деградация земель наблюдается вокруг животноводческих стоянок, как правило, приуроченных к источникам водоснабжения», - отмечают ученые. В отличие от Гоби, где из-за недостатка колодцев выпас скота все-таки не носит массового характера, охватывающего большие по площади территории, в бассейне реки Селенга он является основным фактором, способствующим развитию деградации и опустынивания земель. Об этом, по словам специалистов, свидетельствуют проведенные БИП СО РАН мониторинговые исследования, анализ разновременных космических снимков, экспресс-опросы местного населения.
Одной из главных причин деградации земель в ХХ веке в российской части Байкало-Монгольского региона – бассейне озера Байкал – стала крайне активная распашка территорий, малопригодных для экономически выгодного растениеводства. «В ХХI веке со снижением масштабов пахотного земледелия деградационные процессы уменьшились. К тому же, на многих бывших в использовании пахотных землях происходит естественное лесовосстановление сосны», - говорят ученые БИП СО РАН.
О том, как бороться с негативными явлениями, говорится в Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, принятой в Париже в 1994-м году. В ней прописаны три этапа: предотвращение и/или сокращение масштабов вышеупомянутых процессов; восстановление частично деградированных земель и пострадавших почв. «Перечень конкретных действий касается уже определенного района, - говорит Арнольд Тулохонов. – То есть, это комплекс политических, законодательно-правовых, научных и хозяйственно-технологических мер, проводимых в соответствии с установившейся ситуацией и направленных на оздоровление экологической обстановки. Большое значение для того, чтобы предотвратить дальнейшее развитие процессов деградации и опустынивания земель, имеет постоянный мониторинг, позволяющий более обоснованно подойти к прогнозу их динамики и разработке мероприятий, направленных на борьбу с ними».
Екатерина Пустолякова
Фото: предоставлены А.Л. Волошиным