Темнохвойные Сибири мигрируют на север

Исследователи Института леса им. В. Н. Сукачёва ФИЦ КНЦ СО РАН и Сибирского федерального университета установили: темнохвойные  — кедр и пихта — покидают «насиженные» территории в южной части своих ареалов и продвигаются в горы и на север. Учёные предполагают, что первопричина этого — изменение климата.

 
Поражённые полиграфом пихтачи
 
«Состояние темнохвойных лесов, сформированных кедром, пихтой и елью, в последние десятилетия ухудшается в значительной части лесного фонда России. Пихта и кедр усыхают в Томской области, в Красноярском крае, в Хакасии, в горах Кузнецкого Алатау, Западного и Восточного Саяна. Наблюдается усыхание кедровников Хамар-Дабана в Прибайкалье», — рассказывает заведующий лабораторией мониторинга леса Института леса им. В. Н. Сукачёва ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН доктор биологических наук Вячеслав Иванович Харук. — Первопричиной этого явления является возрастание засушливости климата. Кедр и пихта — влаголюбивые виды хвойных, «деревья туманов», чувствительные к недостатку влаги».
 
Ослабленные водным стрессом деревья становятся восприимчивыми к воздействию стволовых вредителей и фитопатогенов. Например, уже не могут отвечать на атаку жуков-короедов обильным выделением смолы, как это делают их здоровые собратья. Благодаря тому, что наблюдается потепление климата и увеличение продолжительности периода вегетации (он отсчитывается с момента распускания почек до массового листопада), насекомые успевают оставить больше потомства. Таким образом численность популяции вредителей увеличивается, они расширяют свои ареалы, продвигаются на север и в высокогорья. Благоприятно для них и снижение вероятности холодных дождливых вёсен, а также ранних осенних заморозков, во время которых возрастает шанс погибнуть.
 
Так изменения климата, ослабившие темнохвойные деревья, стимулировали массовое размножение уссурийского полиграфа (Polygraphus proximus) — небольшого жука-короеда, впервые обнаруженного в сибирской тайге специалистами Красноярского центра защиты леса. Именно этот вид наносит наибольший вред пихтарникам Сибири.
 

Ухудшение состояния хвойных происходит и в бореальной зоне в целом (природная зона умеренного географического пояса северного полушария с холодной зимой и теплым летом). Например, в лесах Северной Америки вспышка массового размножения жука-короеда, аналогичного нашему полиграфу, охватила территорию свыше 25 миллионов гектаров.

 
Усыхающие кедровники
 
«В XXI столетии в Сибири прогнозируется дальнейшее повышение температуры воздуха и возрастание засушливости климата. В сочетании с атаками насекомых это может повлечь исчезновение кедра и пихты из южной части их зон обитания. Наибольшему риску подвержены древостои переходных территорий между темнохвойными и светлохвойными лесами и лесостепью, там, где пихта и кедр произрастают на границе своих ареалов. Места, ставшие непригодными для произрастания пихты и кедра, вероятно займут засухоустойчивые виды — сосна и лиственница, — говорит Вячеслав Харук. — Существенно, что планирование работ по лесовосстановлению необходимо вести с учётом толерантности древесных растений к изменениям климата. Бессмысленно восстанавливать кедровники и пихтарники там, где эколого-климатические условия изменились и не отвечают требованиям этих видов. Например, в Беларуси и Германии планируется заменить усыхающую ель на иные древесные породы. Проблема лесовосстановления в зонах усыхания древостоев требует специальных исследований».
 
В тоже время потепление климата открывает возможности для продвижения темнохвойных на север, в зону доминирования лиственницы, а также в высокогорья, в альпийскую лесотундру, где наблюдается возрастание занимаемых ими площадей и величины годичного прироста.
 
«К тому же, как показывают имеющиеся данные, происходящие изменения климата в целом благоприятны для роста лиственницы, основной лесообразующей породы Сибири», — отмечает исследователь.
 
Диана Хомякова
 
Фото предоставлены Вячеславом Харуком