Вольному — воля! А также больше заботы от родителей

«У меня очень большая семья: несколько мам и несколько пап сразу», — так мог бы начать сочинение, посвященное своему дому любой произвольно взятый детеныш узкочерепной полевки, если бы умел писать и учился в школе. Впрочем, за неимением у зверьков подобных навыков, на такие вопросы вместо них отвечают ученые-биологи.

Михаил Потапов«Мы занимаемся сравнительным исследованием поведения и репродуктивных характеристик целого ряда мелких мышевидных грызунов Сибири, в число которых входит и узкочерепная полевка — широко распространенный, но пока недостаточно изученный вид», — рассказывает ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН кандидат биологических наук Михаил Анатольевич Потапов. По словам ученого, очень интересна социальная организация поселений этих существ: в природе они живут большими сложными семьями, в которые входит несколько взрослых самок и самцов, а также потомство двух и более последних генераций. В таких колониях встречаются настоящие коммуны с детенышами не одной матери. Собственно, в связи с этим биологи и решили исследовать ряд аспектов, касающихся родительского поведения зверьков. При этом специалисты выяснили: здесь есть разница между теми, кто имеет за плечами «вольное» прошлое, и теми, кто родился и вырос в виварии.

«Работа шла по стандартной методике: узкочерепных полевок содержали парами. Через два дня после родов потомство вытаскивали из гнезда, а затем регистрировали время возвращения туда первого отпрыска матерью и отцом. Родителя считали заботливым, если он справлялся с заданием в течение 10 минут. Контрольную группу составляли животные, отловленные в природе и затем размножившиеся в виварии, а экспериментальную — их потомки первых нескольких поколений контролируемого разведения», — поясняет Михаил Потапов.

Если говорить о стратегии размножения в целом, то у узкочерепных полевок она основана на постоянстве брачных отношений — такие выводы можно сделать, исходя из того, что самец полноценно участвует в заботе о новорожденных. Имея информацию по поводу социальной организации природных семейных колоний этого вида, ученые и ожидали отчетливого проявления такой заботы в первую очередь у отцов (что касается матерей, то они активно нянчатся с детьми у всех грызунов). Все это подтвердилось: подавляющее большинство — до 85% узкочерепных полевок-пап из контрольной группы — оказались трепетными родителями.
Узкочерепная полёвка
Тем не менее, в отличие от других себе подобных видов, эти зверьки продемонстрировали снижение выраженности родительского (и особенно отцовского) ухода за потомками через несколько поколений, появившихся на свет и выросших в неволе. «Обычно это является качеством устойчивым, видоспецифическим и мало зависящим от внешних условий, — говорит Михаил Потапов, — но у узкочерепной полевки доля заботливых самцов драматически снизилась уже после одной-трех итераций виварного разведения — до 10,5%. Удивительно, что и среди матерей достоверно выросло время доставки детенышей в гнездо».

Как считают ученые, по всей видимости, «искусственные» условия содержания в недостаточной мере моделируют ту социальную среду, на которую «запрограммированы» узкочерепные полевки на воле. «Известно, что для формирования родительского поведения у отцов крайне важным и необходимым условием является ранний социальный опыт, в частности, присутствие в семье взрослого самца и тактильные контакты с ним», — объясняет Михаил Потапов. Кроме того, биологи предположили: забота о потомстве у «пап» указанного вида не является врожденным свойством, но «формируется в критический период онтогенеза в условиях природной колонии».

Также возможно, что узкочерепная полевка в достаточной мере обладает приспособлением поведения к определенным условиям — это позволяет «сэкономить» на энергозатратных процессах, к которым, безусловно, относится и родительство. Если говорить о жизни «натуральной», то там без тщательного ухода за детенышами никуда, ведь, как известно, для маленького существа окружающий мир полон опасностей. Что касается вивария, то там поддерживаются стабильные и не представляющие никаких угроз для молодняка параметры существования. Соответственно, чрезмерное проявление родительской заботы становится, если можно так выразиться, избыточным. Однако, по словам Михаила Потапова, феномен ее угасания — уникальное явление среди изученных видов грызунов: «Некоторые из них, напротив, приобретают способность опекать малышей, как, например, самцы хомячка Кэмпбелла или белоногого хомячка».

«В любом случае важно, что подобные изменения в поведении виварных животных говорят о том, что необходимо с осторожностью подходить к интерпретации данных, получаемых в искусственных условиях, поскольку здесь зверьки не могут в полной мере реализовать свои потребности в осуществлении видоспецифического территориального поведения, лежащего в основе социальной организации их популяций», — говорит биолог.
Инна Задубровская
Экстраполировать результаты исследования не человека, по словам ученого, неоправданно. С одной стороны, степень родительской заботы действительно может зависеть от конкретных условий существования (помните спор о том, бытие ли определяет сознание или наоборот), а также от предшествующего социального опыта, полученного будущими мамой и папой. Однако все же наше поведение, направленное на ребенка, выходит далеко за рамки «перетаскивания» — об этом с разной степенью удовольствия вам поведает любой индивидуум, взращивающий подрастающее поколение.

Екатерина Пустолякова

Михаил Потапов благодарен Инне Задубровской за помощь в изложении результатов и всем коллегам за верность творческому союзу.

Фото: 1 — из личного архива М.Потапова, 2,3 — Павла Задубровского.