Наука поможет конструировать новые сценарии развития продовольственного рынка России и макрорегиона Сибирь. Именно с этой целью в НГУ и был создан Центр продовольственной безопасности. Основная его деятельность — разработка подходов к управлению продовольственным рынком с учетом существующих условий, имеющихся ресурсов и научных достижений.
— Снабжение населения продуктами питания идет через предприятия пищевой промышленности, именно они поставляют конечную продукцию, — поясняет руководитель Центра, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Советник Председателя Совета научной молодежи СО РАН Юлия Сергеевна Отмахова. —Междисциплинарный подход основан на том, чтобы выбрать все лучшее, что есть не только в Новосибирском научном центре и в России, но и у наших дружественных контрагентов и обеспечить продовольственную безопасность на новом уровне. Продовольственный рынок очень непрост как объект для исследования и моделирования, так как только пищевая промышленность включает в себя более
30 подотраслей.
Сложность обусловлена еще и тем, что сегодня мы можем создавать любой пищевой продукт, наполняя ее тем вкусом, которым сами пожелаем, просто добавив ряд ароматизаторов. Раньше, в СССР, продукция на прилавке была как минимум безопасна, и с этих позиций население продолжает покупать абсолютно все, не подвергая критическому анализу, не просматривая должным образом состав, а в лучшем случае — учитывая лишь срок годности, что уже большое достижение.
Задача Центра продовольственной безопасности — расчеты сценарных прогнозов развития рынка с учетом именно современных технологий, задействованных на каждом этапе производства. За последние годы существенно изменились ингредиенты, что повлияло на себестоимость продукции, а соответственно и на ее цену. Одним из главных факторов для пищевой промышленности является технологичность. Например, пальмовое масло не только дешевле, чем животный жир на 15-20%, но и весьма удобно в использовании. У него высокая температура плавления, что позволяет легко доставить еду в любой регион нашей области — то же мороженое при этом не тает и не растекается, сохраняя свои контуры. Жители стран юго-восточной Азии всегда жарили на пальмовом масле, но никогда не добавляли его в кондитерские изделия, потому что не было технологии по переводу его из жидкой формы во фракцию, удобную для пищевой промышленности. Как только это изобрели, то значительная часть продуктов питания стала содержать пальмовое масло. Однако возникают последствия, отражающиеся на здоровье потребителей: в частности, идет жировое перерождение печени и закупорка сосудов.
Практически вся индустрия России работает на заменителях животных жиров. Это говорит не только об их удобстве, низкой цене и опасности, грозящей здоровью потребителей, но и том, что у нас не хватает собственного производства, например, молока. При этом простой запрет на пальмовое масло не решит проблем, мы окажемся в условиях, когда молока просто не будет в магазинах. Люди привыкли потреблять кефир, ряженку, йогурты и вряд ли откажутся от них в течение суток, двух, или даже месяца. Поэтому запретительные меры должны одновременно включать и меры поддержки агрорынка и производства молока.
Сегодня в нашей стране сменился вектор развития международных отношений на восточно-азиатское направление. Впервые в истории было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере науки между Россией и королевством Таиланд. По мнению ученых, это взаимодействие станет весьма плодотворным. Возможно, сейчас нам еще трудно представить, что в стране туризма есть что-то, кроме пляжей, однако там успешно работает биотехнопарк и внедряются инновационные разработки.
На Сибирской венчурной ярмарке, которая проходила в рамках форума «Технопром 2015», тайские ученые представили свои достижения, которые российские специалисты смогут применять в пищевой промышленности. «Продовольственная безопасность — это не самообеспеченность, а использование в том числе и импорта, но в разумных и необходимых пределах, — комментирует руководитель Центра. Одно дело — ввозить в страну готовую продукцию, а совсем другое — сырье. Например, в Таиланде производят высококачественный крахмал, который добывается из распространенной там культуры «кассава». В России же этого сырья недостаточно, и мы вынуждены его импортировать. В свою очередь отечественная наука может предоставить азиатским партнерам достижения, связанные с облучением холодными электронами или методом холодной пастеризации, механохимии, которые могут использоваться, например, при утилизации отходов продовольственного сырья».
Центр продовольственной безопасности НГУ — это новое структурное подразделение, исследования которого нацелены на решение действительно реально стоящих задач, требующих безотлагательных решений. Помимо исследовательских вопросов, Центр займется реализацией экспертной и просветительской функциями. Население, несмотря на увлечение здоровым питанием, не всегда понимает и адекватно воспринимает изменения, произошедшие в пищевой промышленности, а именно усиление химии. Также предприятия не готовы в полной мере опираться на последние научные достижения. Например, в том же Таиланде производители постоянно обращаются к ученым и используют новейшие разработки. Однако в нашей стране подобная практика не вошла в обиход.
Центр планирует выполнение работ по независимой научной экспертизе и аналитике, которая должна стать значимым барьером на пути производства пищевых имитаций и суррогатов в условиях двойственности инноваций на рынке продуктов питания.
Подготовила Анна Терехова